×

Между захороненными собаками – якутский нож

15 часов назад
Между захороненными собаками – якутский нож

Сейчас якутский нож славится далеко за пределами Якутии. Многие мужчины были бы рады такому подарку. Между тем, в Якутии с якутским ножом связаны разные обычаи.

Старинные ритуалы

Так, в Якутии в старину нож был обязательным атрибутом, необходимым для загробной жизни. Вместе с этим оружием предавали земле не только мужчин, но и женщин, и детей. Он входил в состав якутского погребального инвентаря, который определялся полом, возрастом и социальным статусом умерших, пишет профессор, доктор исторических наук Розалия Бравина в своей книге «Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX века)».

По ее информации, рядовое мужское погребение обычно содержит лук со стрелами, пальму батыйа, походные котлы, предметы конского снаряжения. Кроме ножа, орудия труда в якутских погребениях встречаются крайне редко.

Как было сказано, с ножом хоронили и женщин. Например, в коллективном погребении Охтубут обнаружено пять костяков (младенца, мужчины, мальчика, двух женщин). Возле спины женского костяка, находящегося на правом боку, найдены железный нож и серебряное кольцо-печатка; между костяками женщин на уровне груди находится деревянная миска кытыйа, сообщает профессор.

Погребения подростков по составу сопроводительного инвентаря не отличаются от взрослых. Например, в захоронении мальчика-подростка в местности Ат Дабаан обнаружены лук, стрелы и однолезвийное рубяще-колющее оружие типа палаша.

По ее информации, состав якутского погребального инвентаря можно разбить на восемь категорий: одежда и головные уборы, в том числе запасная одежда; украшения; предметы личного пользования, в том числе предметы туалета; предметы быта и хозяйства; орудия охоты или предметы вооружения; снаряжение коня; культовые предметы, в том числе шаманские атрибуты; погребальная пища,

Помимо ножа, общими элементами в богатых и бедных, мужских, женских и детских захоронениях являлись головные уборы, одежда, украшения, аксессуары: пояса, застежки-пронизки, бляхи-подвески и другое; повседневные предметы быта, в том числе деревянная и берестяная посуда и заупокойная пища, сообщает профессор.

Нож был у каждого

Раньше нож входил в состав личных вещей любого человека, независимо от пола и возраста, объясняет научный сотрудник лаборатории археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

«Это сейчас кажется – если нож, то он должен быть мужским. В старину у каждого был свой собственный нож, и погребать с ним было частью традиции, которая позже видоизменилась под влиянием православных традиций, а еще позже представлениями о похоронах советского человека», - объясняет Александра Прокопьева.

По ее словам, согласно языческому обряду, существовавшему до принятия христианства, человек продолжал жизнь в ином мире, которую вел здесь, поэтому его хоронили с личными вещами, близкими сердцу. Особо богатых и знатных погребали даже со слугами и любимой лошадью. Потом стало меняться наше представление о загробном мире, стал меняться и погребальный обряд, объясняет Александра Николаевна.

Неуспокоенный дух

По мнению известного якутского ясновидящего и экстрасенса Максима Дуранова, сейчас нож и в целом любые острые колющие предметы не то, что класть в гроб нельзя, но даже носить на кладбище запрещается – это считается грехом и плохой приметой.

«Нельзя хоронить человека с металлом, причем, любым, иначе его неуспокоенный дух останется бродить по земле, и таких случаев немало. Ведь металл символизирует крепкость, вечность. Сегодня с ним абсолютно никого не предают земле.

Если человек будет «уходить» с металлом, тогда он будет мучаться. Покойного также не хоронят с золотом, в золотых украшениях, ведь золото – это вечность. Со сталью тоже нельзя. С серебром погребали в былые времена, сейчас – нет», - объяснил Максим Дуранов.

Таинственный ритуал

Очень необычным и интересным является захоронение двух собак с якутским ножом.

Профессор Бравина в своем труде отмечает, что в местности Сордонноох в Вилюйском улусе при раскопке погребений в одной из могил на глубине 70-80 сантиметров были обнаружены останки двух собак, лежащих рядом. Между собаками был найден якутский нож. По преданиям, существовал обычай, согласно которому если по каким-то причинам вырытая могила оставалась не задействованной, то в ней вместо покойника хоронили собаку. Вместе с тем раньше при эпидемиях оспы, кори и так далее, шаман совершал обряд под названием «Жертвоприношение собаки северным» (северным старухам – злым духам женщин, умерших на севере), при котором собаку хоронили живьем, пишет профессор.

По словам Александры Прокопьевой, это единственный известный случай погребения собак с якутским ножом.

«Судя по обнаруженным материалам, там была кузница, и, вероятно, был произведен ритуал, смысл которого нам пока не ясен. Если будут обнаружены другие подобные свидетельства, то мы сможем более обстоятельно порассуждать об истоках и смысловой нагрузке обряда», - рассказала Александра Николаевна.

Разные ритуалы

Известный якутский этнограф Семен Сомоготто в своей книге «Обычаи народа саха» пишет, что нож не входил в число презентов. «Если и дарили, то предварительно постучав острием о металл или камень», - отмечает исследователь.

С чем связан такой обычай? По мнению Александры Прокопьевой, возможно, по причине того, что в современном прочтении нож ассоциируется с мужественностью, защитной символикой, иногда даже агрессией и может иметь негативную коннотацию. Но в современных свадебных обрядах якутский нож является частью подарка молодой семье.

«Нож предназначается для жениха. В этом предмете заключен кут (душа) мальчика. Невесту же одаривают ножницами, символом кут девочки. Оба семьи – жениха и невесты – обмениваются такими подарками. Происходит своего рода обмен кут», - сообщает научный сотрудник.

Кроме того, по информации Сомоготто, в любых случаях нож принято было подавать кому угодно только стороной рукояти, держа самому за острие. В случаях вызова на единоборство (дуэль), вместо европейского бросания перчатки на пол, протягивали противнику нож острием вперед. Ножом, а таже пальмой, пикой, вилами и всем острым запрещалось ворошить угли и топливо в костре, очаге и комельке.

Опять-таки очень интересным является ритуал, связанный с ножом и собаками.

Так, Сомоготто пишет, что у народа саха существовал обычай дарить нож
с притупленным острием в качестве отдарка подарившему собаку, но в чем заключается смысл этого, этнограф не объяснил.

Кроме того, не раз приходилось слышать о традиции давать монету взамен ножу.

По словам Александры Прокопьевой, иногда такую фигурирующую традицию можно трактовать как обмен энергией, если переводить на современный модный язык. Возможно, это связано с тем, что период формирования этой традиции считалось, что нож несет в себе отрицательную энергию, поэтому взамен ножу нужно что-то подарить
и тогда он не принесет несчастья, считает она.

«Это как представление о том, что кошелек надо дарить с деньгами. Нельзя сказать, что связано с этнографией или традиционной культурой якутов, скорее, это часть более распространенных суеверных понятий. Я помню, в конце 90-х-начале 21 века в ответ на подаренный нож часто отдаривали деньгами. В последние годы это редко наблюдается. Видимо, на это могла повлиять доступность якутского ножа», - ученый.

По ее словам, в якутской культуре нож являлся бытовым предметом, им пользовались все, независимо от возраста и пола, и тут нельзя сказать, что существовали какие-то особенные ритуалы или обряды, которые каждый человек должен был соблюдать. Другой вопрос, если это касается его изготовления или использования именно в ритуальных целях.

По ее мнению, часть современных представлений о якутском ноже, возможно, отдельные практикуемые ныне обычаи, появились, когда аутентичных якутских ножей, сделанных хорошими мастерами, было мало.

На фото: Старый якутский нож из "Хангаласский улусный краеведческий музей имени Г.В. Ксенофонтова"

Ксения Авера, Sakhaday.ru
Новости Якутии в Whatsapp
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти