Мир сквозь ледяное окно
![Мир сквозь ледяное окно](/wp-content/uploads/2022/10/957E92aAHq.jpg)
На интернет-портале Goarctic опубликован материал о выставке Анны Зверевой в Музее Востока. Представляем его вашему вниманию.
![](/wp-content/uploads/2022/10/Et3aKaebSy.jpg)
![](/wp-content/uploads/2022/10/GieVZqQ7GC.jpg)
А. Зверева. Настенное панно «Северное сияние». Диптих. 2015
«Я родилась на реке Лене, на одном из её бесчисленных островов. Был он совсем небольшим, маленькой была и наша юрта, – рассказывает моя собеседница, народный художник Республики Саха (Якутия) Анна Николаевна Зверева. – Пол в юрте был земляной, а в окно, вместо стекла, мы вставляли толстый кусок льда».
Приведу ещё одну короткую выдержку из её воспоминаний: «От нашей юрты к протоке Лены вела узкая тропа. Мы с мамой часто садились на нашего «речного коня» – в маленькую лодку – и переправлялись на другой берег, в долину, окружённую невысокими сопками. Я терялась в догадках, что находится за ними, и чаще всего приходила к мысли, что за горизонтом, куда скрывается солнце, кончается земля».
![](/wp-content/uploads/2022/10/JBQthHWCIJ.jpg)
Река Лена.
С А.Н. Зверевой я познакомился сравнительно недавно. Глядя на её элегантный, столичный наряд, зная, как часто она приезжает в Москву и Санкт-Петербург, как много повидала зарубежных стран, мне трудно было представить себе, что жизнь этой миловидной женщины начиналась в самой настоящей северной глухомани. По словам художницы, она сама долгое время стеснялась рассказывать о том, где прошло её детство, и только спустя много лет поняла, что вправе гордиться своими сельскими предками.
![](/wp-content/uploads/2022/10/WEMIHoU5cU.jpg)
А. Зверева на празднике Ысыах. Якутск. 2014.
Рассказывая о людях, окружавших её в детские годы, Анна Николаевна постоянно подчёркивает их стойкость, непритязательность и умение жить в гармонии с суровой природой Севера. Эти качества, присущие многим северянам, сочетались в родственниках Зверевой с яркой художественной одарённостью. Её бабушки и мама были известными мастерицами. Едва девочке исполнилось пять лет, в руки ей дали иголку и напёрсток. Первой наставницей Анны стала бабушка Аана (Сегодня, подписывая свои работы, Зверева пишет собственное имя на этот старинный якутский лад – Аана).
![](/wp-content/uploads/2022/10/gtPC4NkBH7.jpg)
А. Зверева с мамой М.Д. Корякиной. Намский улус. 1958 г.
Следуя семейной традиции, А.Н. Зверева не расставалась со швейными принадлежностями ни в отрочестве, ни в юности, и достаточно скоро поняла, что главное её предназначение в этой жизни – профессиональное художественное творчество. К середине 1980-х годов она уже была автором получивших известность изделий из меха, кожи, сукна и бисера, а на рубеже 1990-х вместе с другими народными мастерами Якутии стала активно участвовать в движении по возрождению национальных художественных промыслов.
Несомненной заслугой Ааны Зверевой стала в те годы твёрдая убеждённость в том, что вернуть в декоративно-прикладное искусство народов Севера старинные приёмы работы с «мягкими материалами», с костью, деревом, металлом можно, только сотрудничая с музеями, изучая публикации искусствоведов, этнографов, культурологов. Стараниями Ааны в 1991 году при Национальном художественном музее Республики Саха была открыта первая в Якутии творческая студия народных художников (сегодня таких студий-школ у Зверевой уже три) и началось изучение современными мастерами произведений якутского искусства, хранящихся в музейных коллекциях. Проект Зверевой получил поддержку Министерства культуры РС(Я) и Анна Николаевна вместе со своими учениками смогла побывать в самых разных «городах и весях».
Часто такие поездки сопровождались показом художественных изделий, созданных самой Зверевой, другими якутскими мастерицами. Помимо Якутска, Вилюйска, Мирного, выставки проходили в Токио, Неаполе, Бирмингеме. Проводились они, разумеется, и в центральных районах России. На одной из этих выставок и состоялась моя первая встреча с художницей – встреча, итогом которой стал нынешний выставочный проект «Мир северной женщины». Выставка с этим звучным названием открылась 7 октября 2022 года в Государственном музее Востока.
Аана Зверева и её друзья привезли в Москву свыше ста произведений декоративно-прикладного искусства. Главным образом, это малознакомые москвичам предметы традиционного обихода жительниц восточносибирской тайги и тундры. На выставке можно увидеть национальную одежду якутов из сукна, меха и кожи, большие меховые сумки для перевозки домашней утвари во время перекочёвок, миниатюрные расшитые бисером сумочки для швейных принадлежностей.
В экспозицию включены и другие художественные изделия, которые были неотъемлемой частью традиционного мира женщины-якутки: ювелирные украшения из серебра, деревянная посуда для кумыса, а также покрытые изящной вышивкой конские попоны из ткани и кожи. Автором большинства представленных на выставке работ является сама Аана Зверева. Исключения составляют только серебряные пояса и нагрудные украшения, созданные более ста лет назад, и изделия из дерева.
Кубки-чороны, воронку для кумыса, ковш и чаши-кытых вырезал из берёзы и сосны Фёдор Чээрин – наш современник, якутский художник, который так же, как Аана, тщательно изучает секреты мастерства своих далёких предшественников.
Продолжение по ссылке: https://goarctic.ru/nauka-i-kultura/mir-skvoz-ledyanoe-okno/