×

«Мы сделаем революцию». Жители поселка Кангалассы требуют не закрывать больницу

17:05 - 17.11.2021
«Мы сделаем революцию». Жители поселка Кангалассы требуют не закрывать больницу

Жители поселка Кангалассы считают, что временное помещение, куда власти планируют разместить амбулаторию, станет постоянным. Медцентр Якутска сообщает, что не понимает, откуда появилась дезинформация. По словам заведующей Риммы Яковлевой, персонал больницы и местная администрация были в курсе всех перемен. Но люди так не считают, они чувствуют себя обманутыми и выражают недоверие к власти, в вину которой ставится закрытие столовой, пожарной части, отделения Сбербанка, обещания при запуске ТОР, отсутствие спортзала.

Поселок Кангалассы находится в 40 км от Якутска и входит в состав городского округа. Здесь живут 1700 человек. В основном жители ездят работать в столицу республики, в поселке работать почти негде. Во вторник в здании больницы поселка многолюдно. Люди с утра заняли очередь, чтобы попасть на прием к терапевту, которая приезжает из Тулагино два раза в неделю на два часа. Эта мера временная, пока поселковый врач находится в отпуске. «Видите, сколько человек нуждается в медпомощи. Нельзя нашу больницу закрывать, и не надо, чтобы она переезжала в другое здание», — говорит пожилая пациентка.

В этом двухэтажном здании располагаются амбулатория, дневной стационар и отделение паллиативной помощи Медцентра Якутска. С 1 декабря паллиативное отделение на 30 коек переезжает в другое здание в Якутск, и, как нам стало известно, власти решили закрыть помещение, чтобы не нести расходы на его обслуживание. Ежегодно на это требуется 4,5 млн рублей.

Поскольку о своих планах Медцентр Якутска местной администрации не рассказал, разъяснений медперсоналу по поводу дальнейшей работы не давал, в поселке Кангалассы на прошлой неделе поднялась паника о возможном закрытии больницы. Медсестра Галина Холтосунова рассказала нам, что до сих пор не знает, где будет работать. С октября дневной стационар в поселке не работает, а 9 ноября Холтосунова после выхода из отпуска написала заявление на имя заведующей Медцентром Якутска, чтобы ее приняли на работу в «красную зону». Ей ответили, что до декабря мест нет. Никаких разъяснений медсестре, по ее словам, по поводу того, где ей все это время работать, будет ли функционировать дневной стационар в Кангаласской больнице не давали.

Когда со слов жителей Sakhaday 15 ноября написал о закрытии больницы, Медцентр Якутска дал опровержение о том, что больница не будет закрываться, а переедет в другое помещение. Когда этот вопрос был решен, неизвестно. Глава администрации Виктория Жилина говорит, что сама узнала о возможном закрытии больницы в прошлый четверг, 11 ноября, со слов жителей, а 12 ноября обратилась в Медцентр Якутска за разъяснением. На осмотре помещения, куда власти решили разместить амбулаторию и дневной стационар, руководство Минздрава Якутии и Медцентра Якутска были 16 ноября.

Что временно, то постоянно

В этот же день Sakhaday встретился с местными жителями, которые высказались против закрытия и переезда больницы. Они говорят, что вопрос закрытия медучреждения поднимался не раз, и в этот раз власти решили исполнить свои планы. Люди не верят, что здание больницы закрывают на ремонт. Они считают, что амбулатория будет размещена постоянно на новом месте.

«10 млн на ремонт, думаю, у них нет. Все, что временное, то будет постоянным. Нельзя больнице из здания выезжать. Мы пойдем и революцию сделаем. Всем поселком встанем и будем отстаивать. Так просто больницу не отдадим», — говорит Людмила Стоянова. Она проработала больше 20 лет поваром в больнице. В случае закрытия больницы вынуждена буду переехать из поселка, где прожила 35 лет, говорит она.

Ее мнение разделяют все женщины, собравшиеся на встрече.

«Что эти две койки дневного стационара на такое количество населения? Если раньше прокапывались один раз в год, то теперь один раз в два года? Нам реально нужна больница. Мы и так остались без сберкассы, аптеки, скоро закрывают кассу Энергосбыта. Ладно, кто моложе может проводить онлайн-платежи, а старички?», — говорит Людмила Антипина.

Медсестра Галина Холтосунова рассказывает, что в стационаре лечились не только жители поселка, но и пациенты из Якутска. Сейчас дневной стационар также не действует. Она рассказывает, что к ней часто обращаются люди за медпомощью, потому как назначенные процедуры им негде получить.

Им ведь нельзя прерывать лечение, дополняет ее слова медсетра детского сада Татьяна Харчикова. Она говорит, что городские поликлиники и так переполнены, а теперь жители Кангалассев будут вынуждены ездить на прием туда.

«С утра автобусы битком, в поликлинике жесть, а где дистанция, ведь пандемия. Об этом власти думают вообще?, —возмущается она. — Раньше к нам приезжали лечиться. У нас и гинекология, хирургия была, сауна, стоматологический кабинет был с шикарным оборудованием. Где это все? Нам отчет из пятой поликлиники так и не дали, куда все это делось».

«Не знаю, откуда пошли волнения»

Помещение, куда переезжает амбулатория, находится на первом этаже жилого многоквартирного дома. Раньше здесь находился магазин. После того, как он закрылся, местный житель Никита Наумов оборудовал здесь спортзал. Он тренирует детей кикбоксингу. Женщинам понравился вот этот кабинет и этот, рассказывает он, имея ввиду руководство Минздрава Якутии, которое осмотрело помещение.

В одном из кабинетов, находилась, судя по всему, кухня, стены и потолок в нем нуждаются в ремонте. Через стенку находится спортзал, где занимаются 25 детей. Это единственное место в поселке, где можно заниматься спортом. Спортзал здесь не существует с 1991 года. Как спортсекция и амбулатория будут сосуществовать, неизвестно.

Заведущая Медцентром Якутска Римма Яковлева говорит, что окончательное решение по этому помещению не принято. Она утверждает, что и администрация поселка, и медперсонал знали о том, что здание больницы закрывается на ремонт. «Мы не готовы были сказать населению, куда мы переедем, пока еще сами не знали, не подготовились к этому. Не знаю, откуда пошли волнения», — говорит она.

— Может быть, потому что медперсонал не знает о том, где он будет работать?

— Весь персонал паллиативного отделения и амбулатории прекрасно знали, кто когда и куда пойдет.

— Терапевт, когда выйдет из отпуска, где будет принимать людей?

— В Кангаласской больнице, где же еще. Там где принимала там и будет принимать, до тех пор, пока мы не определимся с помещением для амбулаторного приема. Дневной стационар не закрывался, он работал все время. Когда доктор выйдет, он будет продолжать работать.

— Такие разъяснения были даны людям, которые работают в дневном стационаре?

— Неоднократно мы им рассказывали, объясняли, что, где и как будет. Я не знаю, почему они себя так ведут. Мы подготовились специально, весной провели работу, часть медсестер перевели в амбулаторию. По нормативу там проживает 700 человек взрослого населения. У них должна быть половинка врача, половинка медсестры и половинка санитарки. Это норматив такой российский. Мы пошли им навстречу дали им одного врача, двух медсестер, одного регистратора, две санитарки. Мы все оставили с ущербом для учреждения, но для того, чтобы народ имел работу. Они все уведомления получили, все приказы имеют.

— Во время двухчасового приема там было очень много людей. То есть вы говорите, что пошли навстречу персоналу, чтобы сохранить рабочие места, но прежде всего, наверное, нужно исходить из того, что людям нужна медпомощь.

— Мы работаем по нормативам: на 1800 взрослого населения полагается один врач. Сейчас прием на два часа, поэтому появились люди. Понятное дело, два часа — мало, полставки — это целый день. Два часа и целый день — это разные вещи. Если бы врач принимал целый день, там никого бы не было. Но мы пошли навстречу, сохранили врача. Пять дней в неделю она там сидит, в день смотрит четыре человека, не больше.

Римма Яковлева говорит, что вопрос о выделении другого помещения руководство Медцентра Якутска и местная администрация рассматривали весной этого года. Тогда, по ее словам, глава предложила занять квартиру в жилом доме, что не устроило медцентр. Яковлева говорит, что сейчас есть несколько вариантов размещения амбулатории в поселке. Но отказывается говорить, какие: «Давайте я не буду говорить в сломанное радио. Что предложит Виктория Ивановна, то и будет нашими вариантами. Она вчера говорила о трех вариантах. Я вам сейчас скажу, а потом Виктория Ивановна скажет, я такого не говорила».

— Правильно понимаю, что у вас пока один вариант, и вы помещение осмотрели только вчера. А могли бы летом, осенью, чтобы уже подготовиться заранее.

— Мы весной смотрели одно помещение, нас не устроило. Другие варианты Виктория Ивановна не предложила. Вы понимаете в чем дело, обустроить амбулаторию — это двух-, трехдневное дело. Время есть до первого января. Мы до тех пор можем посмотреть хоть сколько помещений, делать хоть сколько ремонтов.

По словам Риммы Яковлевой, если понадобится ремонт, деньги у Медцентра Якутска имеются. Глава администрации Виктория Жилина сообщила, что амбулаторию можно также разместить в старом здании детского садика, которое освободится после завершения строительства школы-сада. Будет ли сдан объект к концу года, пока неизвестно. Яковлева заверяет, что до конца года амбулатория будет располагаться по старому адресу. Жилина говорит, что попросила руководство Медцентра Якутска не отключать здание от теплоснабжения, чтобы избежать таких же проблем, как с отопительной системой здания пожарной части, которое было заморожено. Однако руководство Медцентра Якутска говорит, что не имеет смысла содержат здание впустую.

Пока власти решают проблемный вопрос, жители поселка Кангалассы выражают недовольство и недоверие к ним. Они говорят, что перед запуском ТОР власти обещали перечислять в бюджет поселка два процента от выручки предприятий-резидентов, трудоустроить местных жителей. На деле эти обещания никто не исполнил, возмущаются они.

«Столовая закрылась, пожарку закрыли, аптеку убрали. Люди бегут отсюда. Сейчас строят новую школу. Где логика? — говорит Татьяна Харчикова. — Министерство говорит одно, медцентр — другое. И непонятно, что будет. Помните, когда ТОР открывали, у нас собрание в клубе было, людей было битком набито. Мы были против, доказывали. И кто нас послушал? Никто. Власти на нас плюнули, и все сделали по-своему. После такого, извините, властям веры нет. Чтобы я поверила той лапше, которую они вешают про ремонт, что больница переедет только на время. Да, у нас в России всегда так было: что временно, то постоянно».

Саша Александрова, Sakhaday.ru