«Не лейте нам в уши!». Жители Якутии обвиняют власти в выдаче разрешения на вырубку леса в верховьях Амги
14 апреля Общественная палата Якутии по инициативе предпринимателя, общественника Афанасия Алексеева организовала круглый стол о проблемах и перспективах лесозаготовки в республике. За этим отстраненным наименованием скрывается резонансная тема, связанная с промышленной лесозаготовкой на верховьях реки Амга. Два года активисты пытаются добиться запрета вырубки лесов, опасаясь обмеления одной из красивейших рек Якутии. Вчерашнее обсуждение вокруг проблемы длилось 4 часа. Эмоции на встрече с представителями власти захлестывали, конструктива было немного, но общий посыл мероприятия можно свести к выступлению одной из участниц: «Мы говорим на разных языках. Не лейте нам в уши!».
Во всем виноват Сахамин
Конференц-зал Дома профсоюзов в четверг не смог вместить всех желающих участвовать в обсуждении проблемы с вырубкой леса в верховьях Амги. Люди толпились у входа. Могли бы созвать в «Триумф», говорит одна из присутствующих. Ей никто не отвечает, потому как всё внимание людей обращено в зал. В это время он взрывается от негодования — экс-министр экологии республики, председатель профильного комитета Ил Тумэна Сахамин Афанасьев не пожелал ответить на вопросы собравшихся и покинул встречу.
Позже в выступлениях и вопросах общественники часто его вспомнят и всё время в негативном ключе. Люди винят бывшего министра экологии в получении иркутскими компаниями разрешения на заготовку древесины в верховьях Амги. Лесозаготовкой в 30 км (министр экологии Евгений Перфильев говорит, что в 500 км) от устья реки предприятия «Ангара» и «Вудлэнд24» будут заниматься 46 лет. Производстенные планы компаний — заготовка 350 тысяч кубометров леса в год. Вырубка леса в таких объемах приведет к обмелению нашей Амги, уничтожению краснокнижных растений на ее берегах и в местах, где планируется лесозаготовка, а в будущем к дефициту пресной воды, считают якутяне, собравшиеся 14 апреля на общественном обсуждении проблемы.
Позвали не туда
Повод критиковать себя республиканские власти дали, оспорив в суде расторжение соглашения с иркутскими компаниями. От договора аренды лесных участков «Ангара» и «Вудлэнд24» отказались в 2020 году после резонанса, поднятого общественниками. Компании подали иск о признании аукциона, договора аренды лесного участка недействительными и применении последствий недействительной сделки. Министерство экологии Якутии подало встречный иск и выиграло судебный спор.
Новое руководство министерства не стало оспаривать тренд на негативный настрой к ведомству, выразившемуся в словах пожилой участницы, «а могут ли прокурор и адвокат пребывать в одном лице». Напротив и.о. министра экологии Евгений Перфильев начал свое выступление с претензии о том, что название мероприятия не соответствует истинной теме. Тон был задан, потому дальнейшие попытки информировать, объяснить, почему лес можно вырубать, кто будет контролировать деятельность лесозаготовительных компаний, на каких рынках будет размещаться их продукция, результата не принесли.
«Не прикрывайтесь Бясь-Кюелем»
До выступления Перфильева министр промышленности республики Максим Терещенко рассказал о деятельности местных лесоперерабатывающих компаний и подчеркнул, что пиломатериалы, заготовленные ими, были использованы в восстановлении села Бясь-Кюель после лесного пожара прошлым летом. Министр сообщил о 1300 занятых в отрасли жителях республики, налогах, направляемых прозиводственниками в местный бюджет. Руководитель ведомства, отвечающего за прогноз объема лесоматериалов для внутренних нужд, заверил, что конкуренция на рынке влияет на развитие отрасли. Пожалуй, важным из его выступления было заявление о необходимости налаживания переработки иркутскими компаниями на территории республики.
«Если говорить об Амге, инвестор, который зашел, в министерство геологии и промышленности не приходил. Я не поддерживаю абсолютно, чтобы к нам заходили, лес рубили и уходили. Я привел в пример деятельность компаний, которые делают здесь переработку, благодаря этому мы можем строить дома, и они обходятся нашим жителям дешевле, чем в других регионах», — сказал Терещенко.
Но его слова должного внимания не привлекли, а позже были опровергнуты в выступлении одной из участниц.
«Мы говорим на разных языках. Вы рассказываете о налогах, переработке, говорите, будут якобы скидки на пиломатериалы для жителей. Прикрываетесь одним Бясь-Кюелем, — заявила она, обращаясь к властям. — Реальная жизнь показывает другое. Раньше я могла купить брус за 8 тысяч, сейчас покупаю за 40 тысяч рублей. Свой лес. Это нормально? Так что не подменяйте понятия и не лейте нам в уши! Вы должны защищать нашу экологию, а прогнулись перед приезжей компанией».
Судя по громким аплодисментам, женщина высказала главную претензию к республиканским властям и выразила суть вчерашнего мероприятия.
Сомнительная экологическая экспертиза
Всего за четыре с лишним часа было высказано множество предположений об экологической катастрофе, к которой приведет масштабная вырубка леса в верховьях Амги, о том, что лесозаготовка на самом деле служит прикрытием для будущих работ, связанных с подтверждением запасов золото- и алмазоносных участков, поскольку на этой территории только 20% делового леса. По этому поводу давать разъяснения остававшиеся до конца мероприятия Евгений Перфильев и главный лесничий Андрей Коноплев не стали.
О последствиях от деятельности компаний «Ангара» и «Вудлэнд24» убедительнее всех проинформировала заслуженный эколог РФ Любовь Киприянова. По ее словам, сплошные вырубки лесов в Усть-Куте Иркутской области привели к обмелению реки Лены, и в позапрошлом году водозабор в Якутске не смог заполнить водоприемный ковш, возникла ЧС.
Специалист сообщила, что указанные иркутские компании со второй попытки получили положительное заключение на экологическую экспертизу своего проекта в 2020 году. Как и в первый раз Киприянова осталась не согласна и выразила свое мнение. Недостатками она называет отсутствие в проекте водоохранных зон, списка краснокнижных растений, сведений о животном мире, охотпользователях, природных памятниках. Арендатор лесозаготовительных участков не приводит эту информацию, следовательно не намерен восстанавливать ущерб, нанесенный природе. В проекте также нет сведений о планах заключить соглашение о социально-экономическом развитии с Алданским и Амгинским районами.
«В таком виде проект не должен быть утвержден. Мнение оформила и передала проектанту. Но, по-моему, это не учли», — сказала ключевое Любовь Киприянова.
«Привлечь мировое сообщество»
О важности сохранения пресной воды в своем выступлении отметил пользовавшийся известностью в республике в 90-х годах политик Михаил Санников. Он сказал о необходимости обратиться с требованием сохранить реку Амга к главе Якутии, региональному правительству, Ил Тумэну, а также президенту России. Предложил привлечь внимание научных институтов к проблеме, в случае его отсутствия, «выходить к другим научным ресурсам, привлекать мировое сообщество».
«Гарант, согласно Конституции, — Айсен Сергеевич Николаев, как глава. По многим вопросам он не реагирует. Он не ответил на приглашение Афанасия Павловича. Если он не будет обращать внимание, обходить острые вопросы, надо потребовать его отставки», — внезапно заявил Санников. На попытки председателя Общественной палаты республики Николая Бугаева, модерировавшего мероприятие, прервать выступление, он не реагировал. Речь оратора зал встретил возгласами «ура» и аплодисментами.
Изменить назначение лесов
На встрече сказано о необходимости помочь родовым общинам КМНС оформить лесные участки, создать резерват на Амге, разработать правило лесозаготовки с учетом климатических условий, составить интерактивную карту лесовосстановительных процессов в республике, вести общественный контроль за деятельностью лесозаготовителей, а для этого обучить общественных экологов в Институте леса в Красноярске.
Но поток информации шел непрерывно, конструктивные предложения, судя по гулу в зале, не доходили до аудитории, как и информация заслуженного лесовода РФ Саргыланы Аммосовой. По ее словам, половина из 255 млн гектаров лесного фонда республики отнесена к категории резервных лесов, где не допускается заготовка древесины на 20 лет.
«Правительству республики необходимо добиваться, чтобы в эту категорию были внесены лесные участки, на которых нежелательна лесозаготовка. Нет законодательства, учитывающего наши особенности, вечную мерзлоту. Если даже мы проведем нормативно-правовые акты, то они не очень скоро пройдут в реализацию. Поэтому у меня такое конкретное предложение», — сказала Аммосова.
Лес необходимо рубить
Но ее предложение не вдохновило даже министра экологии Перфильева. «Теоретически это возможно. Но эти участки [на верховьях Амги] распределенные, деньги оплочены. В целом, позиция Рослесхоза в том, что лес должен использоваться. Он не вечный, дерево засохнет, упадет и будет пожар», — говорит министр.
Лес на этих участках, по словам министра, относится к категории защитных, эксплуатационных и резервных. Какого состава больше, Перфильев не уточнил. Достижением он назвал недавнюю договоренность с компаниями «Ангара» и «Вудлэнд24» не рубить защитные леса. «Есть водоохранная зона, где запрещается рубить лес. А мы еще от рубки отвели защитные леса», — говорит он.
Хотя непонятно, почему это не было учтено при формировании лесного участка под аренду, не исполнено лесное законодательство, о соблюдении которого так много говорил вчера главный лесничий Андрей Коноплев.
Евгений Перфильев опровергает слова отличника охраны природы РС(Я), кандидата сельхознаук Валентины Дмитриевой, которая сказала, что при 0,4 кубометра на гектар естественного восстановления леса иркутские компании снимают с гектара 1,5 кубометра без восстановления. «Вроде такие большие цифры. Но они изымают полтора куба за 46 лет, — говорит Перфильев. — Ранее уважаемые мною люди такие вещи говорят, обманывают, вводят людей в заблуждение, которые искренне болеют за природу».
Амгу я уже спасал
Компании «Ангара» и «Вудлэнд24» заключили договор аренды лесных участков площадью 231 тыс. га и будут в год заготавливать 350 тыс. кубометров древесины. На вопрос, можно ли ознакомиться с проектом лесовосстановительных работ, представитель компаний Максим Белобородов, присутствовавший на встрече онлайн, не смог ответить из-за проблем со связью.
Общественники требовали у него предоставить свой номер телефона, показать договор аренды, спрашивали, как получилось, что он стал учредителем компаний вместо Маслобойникова, уточнялись, будет ли вывозиться лес в Китай. Но никто не спросил, намерена ли компания организовать переработку леса на территории республики.
Возможно, это связано с тем, что люди хотят добиться полного запрета лесозаготовительых работ на этих участках.
«Жители Башкирии отстояли свой Шиес. Давайте, мы тоже встанем как один человек и спасем нашу Амгу», — призвал житель Амгинского района Степан Сутаков.
Помогут ли в этом депутаты Ил Тумэна, для которых общественники планируют провести ликбез о последствиях промышленной вырубки леса, неизвестно. Евгений Перфильев, несмотря на отсутствие какого-либо диалога с общественниками, которые порою и правда вели себя по-хамски, утверждает о его наличии.
По его словам, в 90-х годах он работал в составе инициативной группы, добившейся отмены перекачки воды из реки Амга в заречные улусы. «Мы тогда не кричали, никого не материли, а конструктивно отработали. В итоге проект отклонили», — рассказывает министр экологии.
И говорит, что имеет медаль «За вклад в спасение реки Амги». «Ни у кого здесь сидящих ее нет», — уточняет Евгений Перфильев.
Фото Владислава Коротова.