Не станьте жертвой злого духа заброшенных ётёхов
Нередко услышишь рассказы о заброшенных старинных балаганах-ётёхах, которые порой ночами гостеприимно встречают путников, ничего не подозревающих об их призрачности. А при свете дня оказывалось, что там стоит покосившийся, давным-давно состаренный временем дом.
Мы расскажем нашим читателям Sakhaday о случаях про ётёхи, произошедших в Якутии, и поговорим об этом тонком явлении с нашим постоянным экспертом, экстрасенсом, ясновидящим, поисковиком Максимом Дурановым. Реальность или вымысел – решать вам.
Свет в темноте
Однажды на своей машине Владик ехал в город. Дорогая была плохая. Стояла осень. Быстро смеркалось. «Наверно, придется ночевать в дороге. Насколько знаю, в окрестностях жилья нет», - сказал он про себя.
Владик свернул на обочину, остановил свой УАЗик-санитарку посреди большого аласа и вышел из машины. Осенью ночи темные. Черный лес стоял стеной. Да, людей вокруг нет. Глухое место, подумал Владик. Вздохнув, влез в машину, включил фары и стал устраиваться на ночлег, прямо на водительском месте. Ворочаясь, стал всматриваться в темноту ночи, как вдруг увидел светлую точку. Это был маленький огонек среди деревьев.
«Это же свет горит в окне! – воскликнул он, поднимаясь. – О, наверно, кто-то с летнего пастбища еще не переехал. Надеюсь, путника не прогонят в такую ночь». Он завел машину и поехал прямо по полю на огонек.
На небольшой полянке с нетронутой поникшей от воды травой стоял низкий старинный якутский дом-балаган. Обмазка стен давно отвалилась, оставшись лишь в щелях, а сами жерди побелели от времени. Наверху торчит деревянная труба камелька с остатками глиняной обмазки, брызжа искрами горящих поленьев. Странно, что он заметил свет издали. Окно было шириной всего в две тонкие жерди. Хлипкая рама, затянутая чем-то коричневым, похожим на бычий пузырь, пришитая грубыми стежками, совсем не пропускала свет изнутри.
Владик зашел в балаган. Внутри горел камелек – единственный источник света. Вокруг разливался благостный запах оладий. Посреди дома стоял стол на трех ножках. Углы дома были охвачены нарами. Одна из нар колыхнулась, и оттуда выглянула старуха.
- Здрастье, - поздоровался Владик.
- Здрасьте, как ты тут оказался? – надтреснутым старческим голосом спросила хозяйка. Владик объяснил.
- Ну давай, снимай мокрое, просушить надо. И садись к огню, сейчас чай налью, - сказала старушка.
Они славно попили чай, поговорили. В ходе беседы Владик все более удивлялся, как старушка ничего не знает про внешний мир, будто отстала от времени. Спрашивала про Сталина. Удивлялась сотовому телефону и много чего. Влада подобные вопросы стали уже раздражать. Под конец он решил, что у старушки вовсе крыша поехала.
Пришло время ложиться спать. Хозяйка уложила Влада на нарах. Сон тут же сморил его.
Утром он проснулся. Потянулся, зевнул и открыл глаза, и так и остался лежать с открытым ртом: над ним было несколько жердей – остатки конструкции, которая когда-то была крышей дома. Вкус оладий стоял у него во рту. Ощущалась сытость. Куртка и свитер лежали рядом сухими. Владик приподнялся и оказалось, что он спал на мокрых досках. А на небольшой полянке были раскиданы руины, рухнувшей от времени юрты.
Удивлению Владика не было предела. – Где же дом? – вопрошал он. Оглянулся – машина стояла там же, где он ее оставил. Он сел в нее и не помня себя поехал на речную переправу через Лену.
Прошло несколько дней. Обратно он возвращался с товарищем. Влад решил завернуть к старушке, надеясь снова повстречаться с ней, но, оказавшись на месте, с грустью увидел, что ее нет вместе с домом. Так же уныло стояли руины некогда якутского балагана.
Этот рассказ так же был опубликован в книге «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой», написанной Алиной Решетниковой-Осаковской. Рассказы, вошедшие в эту книгу – предания, поведанные ее бабушкой – знаменитой якутской балериной и артисткой драмы Ириной Максимовой. «Эти истории, возможно, случались во время становления советской власти в Якутии и позднее. Это традиционные истории, которые в ту пору имели бытование. Все рассказы такого жанра анонимны», - рассказала Алина корреспонденту Sakhaday.
Еще вспомнился случай, сравнительно не так давно произошедший в Якутии. Как-то в прекрасный летний денек молодая компания решила заглянуть в ётёх, стоявший в аласе. Современная молодежь, не зная традиций и обычаев, от души веселилась. И вот за одним из парней с этого ётёха последовал абааhы, злой дух. Если не изменяет память, потом тот парень повредился рассудком.
Дым из трубы и свет в огне
Как рассказал Максим Дуранов, в старину в середине аласа проходила проезжая дорога. Обычно на краю его стоял старый ётёх-балаган. Въезжая в алас, путники иногда замечали, что из его трубы идет дым. Это означало, что в этом ётёхе-балагане «живут» люди. Хорошие люди. Если в ётёхе горит свет, значит, там обитают добрые духи, которые и зовут в гости. И путники заходили к ним. Хозяева радушно принимали. Вдоволь почаевничав, они с благодарностью отправлялись дальше.
Но если из трубы ётёха-балагана не идет дым или пар, это означает, что там жила («живет») разоренная, бездетная или умершая от голодной смерти или от болезни семья. Возможно, их проклял шаман или удаганка. Поэтому комелек в нем не горит и не дымит, объясняет экстрасенс.
Если человек заглянет в такой ётёх, продолжает он, то накопленное в нем зло может последовать за ним. Возможно, на него также может «перекинуться» программа этой несчастливой семьи. Если у человека нет защиты.
А какая защита должна быть? «Дэйбиир (махалка из конского хвоста для отпугивания комаров), оберег-харысхал, серебряная вещь или украшение, гребенка, одним словом, любая вещь, доставшаяся от предков, переданная из поколения в поколение. Это также могут быть и посуда, чорон, кытыйа, якутский нож, ружье, батыйа. В общем, любая старинная вещь, унаследованная от генных предков или благословенная шаманом, старейшиной рода, энергетически сильным человеком», - объясняет экстрасенс. Эти священные вещи имеют генную программу защиты и в них нельзя ничего класть, к примеру, как нередко бывает: визитки, ключи, карандаши, ручки, зарядники, короче говоря, всякую всячину, поскольку это все может привести к неурядицам, неопределенности и хаосу в жизни, объясняет ясновидящий.
Мунньах
Кроме того, продолжает Максим Дуранов, сейчас в деревнях стоят пустующие дома-ётёхи, где умерло много людей – бабушки, дети, внуки и другие члены семьи. Бывает, там утром открываются шторы, а вечером закрываются… Или свет горит… В глубине может быть включен и моргать телевизор… Значит, в этом доме проходит собрание – мунньах... В идеале не желательно видеть такое: не к добру, недоброй вести, говорит экстрасенс. Но, к счастью, есть способ очиститься. Надо взять три щепотки соли, добавить в воду и помыться ею, облиться полностью – с головы до пят. Все, человек очищен. Такой обряд можно применить и тогда, когда появляется ощущение, что как бы «кто-то» наблюдает за спиной, добавляет ясновидящий.
Ётёх абааhыта
По словам историка-ученого, антрополога, доцента СВФУ Еремея Габышева, в ётёхе застаивается воздух и поэтому в нем могут сохраняться звуки, образы, которые и видит человек, оказавшийся там.
Как писал известный якутский историк, религиовед Семен Николаев-Сомоготто, древние сильно опасались загрязняемости оттаивающего на лето грунта. Его загрязнение называли «етех абааhыта» - «дьявол старых загрязненных усадеб и стоянок». Чем тоньше оттаивающий грунт, тем меньше людей и скота должно было пользоваться таким грунтом, пишет Сомоготто.
По его словам, при приходе на ётёх после продолжительного отсутствия в родных местах, полагалось положить в его очаг камень со сквозной дыркой и с мольбой накормить огонь. Не исполнившие обряд становились жертвами ётёх абааhыта, отмечает он. По приезду издалека на старости лет не советовали навещать ётёх, ибо дьявол его обязательно «съедал», а о приехавших издалека помирать на старости лет считали, что их будто «притянула к себе родная могильная земля» («буора тардыбыт»), пишет Сомоготто.
Перед тем как зайти в ётёх, всегда надо просить у него разрешения, объясняет Максим Дуранов. Нужно ему сказать: «Не думай, что я пришел с плохими помыслами. Я зашел к тебе со светлыми мыслями».
***
Не всегда рекомендуется посещать ётёхи, поскольку неизвестно, чей этот ётёх, говорит в заключение Максим Дуранов, а Николай Сомоготто пишет – в старину запрещали навещать ётёхи без надобности.