×

Номинант «Белого квадрата», кинооператор Семен Аманатов: «Я не использовал новомодные «фишки»

16:59 - 11.4.2024
Номинант «Белого квадрата», кинооператор Семен Аманатов: «Я не использовал новомодные «фишки»

9 апреля оператор якутского фильма «Не хороните меня без Ивана» Семен Аманатов вошел в пятерку номинантов премии «Белый квадрат». XX церемония вручения премии для лучших российских кинооператоров состоялась в Москве, передает SakhaDay.

По возвращению в Якутск Семен Аманатов поделился впечатлениями с корреспондентом SakhaDay.

– «Белый квадрат» – не так широко известен, это больше событие для узкого круга кинооператоров и других кинематографистов. Должен признать, что впервые за 20-летнюю историю премии в число номинантов вошел оператор из Якутии, поэтому, во всяком случае для меня, это очень значимо и почетно!

– «Не хороните меня без Ивана» снят очень красиво и плавно. Какие операторские «фишки» использовали?

– Можно сказать, что я совсем не использовал новомодные «фишки». Напротив, фильм снят академически.

Мы с режиссером Любой Борисовой добивались эффекта оживления фотографий Ивана Попова, поэтому и выбрали формат 4:3 как у фотографий.

На фото: Сергей Мачильский, Морад Абдель Фаттах, Илья Демин и Семен Аманатов

На премии я общался с коллегами из других городов. И многие спрашивали: «Вы где снимали? Это же не Якутия?» То есть люди привыкли видеть нашу республику заснеженной и холодной.

Можно сказать, «Не хороните меня без Ивана» первый фильм, где зритель увидел Якутию теплой, яркой, жизнерадостной и летней! Мы добивались сочной картинки, и у нас это получилось.

– Наверное, было много цветокоррекции? Ведь в некоторых кадрах кажется, как будто смотрим реалистичную анимацию.

– Да, цветокоррекции были достаточно. Кинооператор и цветокорректор работают в связке. По красочности некоторые сравнивали фильм с мультфильмами Хаяо Миядзаки.

Я люблю Хаяо Миядзаки, но вдохновлялся работами выдающегося советского кинооператора Павла Тимофеевича Лебешева, который снимал «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня» и т.д.

Кстати, цветокорректором «Не хороните меня без Ивана» был сын Павла Тимофеевича – Алексей Лебешева. Я ездил к нему в Москву, чтобы он «красил» фильм. Конечно, в его работах чувствуется преемственность отцовского стиля.

– Обычно кинооператоры стремятся внести что-то новое в искусство. Чем жюри покорила ваша академическая съемка?

– Мне трудно судить собственную работу. Но на премии мне говорили, что им понравилась некая чистота в кадре.

– А как снят «Там, где танцуют стерхи»?

– Почему-то все думают, что оператором был я (смеется). На самом деле снимал Серафим Федоров – это его дебют в художественном кино.

А я был исполнительным продюсером «Там, где танцуют стерхи». Я сам родом из Амгинского улуса, поэтому взял на себя организацию съемок. Основной локацией было село Покровка – я считаю, что это самое красивое место в Якутии!

Те, кто видели фильм, говорят, что выглядит как будто снимал я. Наверное это значит, что получилось красиво, – рассказал Семен Аманатов.

Напоследок наш собеседник позвал всех жителей Якутии в кинотеатры с 25 апреля на премьеру «Там, где танцуют стерхи». Приключенческая драма вдохновлена автобиографической повестью «Бег за радугой» ученого и фотографа Ивана Дьячковского – Кыталык Уйбаан.

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru