×

Новую диспетчерскую вышку в аэропорту Якутска обещают ввести в 2020 году

13:40 - 30.12.2019
Новую диспетчерскую вышку в аэропорту Якутска обещают ввести в 2020 году

Год назад Sakhaday рассказывал своим читателям о судьбе строящейся с 2008 года диспетчерской вышки в аэропорту Якутска.

Здесь должен был расположиться один из укрупнённых центров от вновь созданной госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации. Подобные укрупнённые центры государство открыло в Симферополе, Ростове-на-Дону, Самаре, Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Магадане, Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве и вот у нас – Якутске. При этом упразднили ранее работавшие небольшие региональные центры. Если взглянуть на карту обслуживания данной организации, то два укрупнённых центра – питерский и магаданский – словно огромным крылом обхватили с двух сторон российский сектор Северного Ледовитого океана. Вот с такими масштабами работают эти центры.

Объект-долгострой, простояв на виду у горожан десяток лет пустым остовом, сегодня наконец-то выглядит завершённой новостройкой. Внутри идут монтажные работы. Срок ввода в эксплуатацию с надлежащим благоустройством прилегающей территории – декабрь 2020 года.

Открытие Укрупнённого центра в Якутске 5 декабря 2019 года

Между тем, сам новообразованный укрупнённый центр в Якутске всё-таки заработал в начале декабря, но расположился он всё в том же старом добром командно-диспетчерском пункте (вышке) аэропорта советской эпохи. Разумеется, после капитального ремонта помещений и технического переоснащения.

Вышка-фонарь УЦ

Укрупнённый центр пока расположился в старом КДП

О работе якутских авиадиспетчеров в новом формате нам рассказал начальник отдела организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Анатолий Шаповал.

- Анатолий Николаевич, подобные объекты – диспетчерские вышки аэродромов – во всем мире архитекторы пытаются превратить в шедевр – у них они такие стройные, изящные, неповторимые, а наш получился какой-то квадратный, приземистый…

- Да это только издалека так смотрится, а вблизи – это довольно крупное, высотой с 9-этажный дом, строение. Изначально планировали проект вообще чуть выше третьего этажа. Для потребностей нашего аэродрома высота обзора новой вышки достаточная.

- Тем более, что в такие туманы, какие стоят в эти дни, визуальный обзор с диспетчерской вышки вообще бесполезен…

- Вот именно! Сейчас многое решает автоматика – от взлёта до посадки.

Директор филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» Дмитрий Бобылев с руководителем Росавиации Александром Нерадько

- Когда же в новое здание переедет вновь образованный укрупнённый центр?

- По плану – в 2021 году. Но недавно объект осматривал прибывший на совещание по вопросу строительства и реконструкции аэропортов Дальнего Востока, прошедшего 27 ноября в Якутске, руководитель Росавиации Александр Нерадько, и он рекомендовал ускорить заселение новостройки.

Старый командно-диспетчерский пункт остаётся дублёром нового УЦ

- А что тогда станет со старым 3-этажным зданием с вышкой – снесут, как и старый аэровокзал?

- Нет, то здание еще крепкое. Там по регламенту предусмотрено размещение резервного центра, способного полностью дублировать функцию основного укрупнённого центра при чрезвычайной ситуации. Стратегические объекты такого класса обязаны иметь дублёра.

- Укрупнение обычно предполагает сокращение кадров в подразделениях. Что будете делать с аэронавигационными объектами, разбросанными по всей республике и работавшими там специалистами?

- Воздушное пространство над Якутией у нас поделено на 12 секторов. Специалисты-авиадиспетчеры, а это весьма ценные кадры, с закрываемых отделений переводятся в Якутск.

- Кстати, где готовят специалистов для работы в укрупнённом центре? Местные кадры привлекаете?

- Специалистов для работы в центре готовят в учебных заведениях Ульяновска, Красноярска и Санкт-Петербурга. О целевой подготовке можно узнать на нашем сайте. Местные кадры привлекаем и обучаем в первую очередь – ведь не всякий приглашённый специалист согласится уехать на работу, скажем, в Чокурдах.

- Интересы гражданской аэронавигации, наверняка, не пересекаются с военной?

- Ну, возьмём для примера Тикси, там аэродром совместного базирования, где обслуживаются воздушные суда гражданской и государственной авиации…

- Вы ведь сопровождаете все пролетающие – трансполярные, кроссполярные, транссибирские – отечественные и иностранные авиамаршруты?

- В небе в зоне ответственности нашего филиала находится порядка 550 воздушных судов в сутки. Международных воздушных трасс – примерно 54.

- И вы не можете, как аэропорт Якутска, закрыться на ночь или на праздничные выходные?

- Да, работа авиадиспетчеров укрупнённого центра круглосуточная, без выходных.

- Кстати, почему в расписании аэропорта Якутска обозначены рейсы авиакомпаний «Сингапурские авиалинии», «Катар эруэйз», «Эмирэйтс», они ведь к нам не летают?

- Это всего лишь номера код-шеринга, это когда авиаперевозчики заключают между собой соглашение о совместной эксплуатации рейсов. У нас такое практикует авиакомпания «S7». На самом деле, это его рейсы обозначены в расписании нашего аэропорта.

Работа авиадиспетчеров Якутского УЦ

Sakhaday будет следить за дальнейшей судьбой строящегося вот уже 11 лет аэронавигационного объекта в аэропорту Якутска, и надеется подарить читателям снимки из главного смотрового окна диспетчерской вышки, которое навигаторы по-свойски именуют «фонарём». А свою газету якутские авиадиспетчеры с легким чувством здорового юмора назвали… «Наше небо в алмазах» (!).

Диспетчерские вышки аэропорта Якутска разных лет

Алексей ИВАНОВ

Фото: Общий вид Укрупненного центра

svs.gkovd.ru, aviaforum.ru

Sakhaday.ru