×

Палеонтолог, герой документального фильма «Чуураа» Айсен Климовский: «Неизвестность заставляет копать глубже!»

3 часа назад
Палеонтолог, герой документального фильма «Чуураа» Айсен Климовский: «Неизвестность заставляет копать глубже!»

Экспедиция якутского палеонтолога Айсена Климовского легла в основу документального фильма «Чуураа», вошедшего в шорт-лист кинофестиваля «Берлиниале-2026». В эксклюзивном интервью SakhaDay.ru он рассказал о своей работе, знакомстве с саблезубым котенком, дал совет, как правильно действовать при обнаружении останков, и выразил надежду, что внимание к фильму поможет науке.

Айсен Климовский, научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук Якутии, очень любит свою работу, строго подчиненную сезонам: летом — раскопки, а зимой — изучение находок. Он признается: «Неизвестность интригует и заставляет копать глубже!» Но главная страсть ученого — изучение древних хищников.

— Айсен, хотелось бы узнать, откуда у вас такой интерес именно к древним хищникам?

— Ну, это еще с детства началось. Я увлекался динозаврами, наверное, как все дети. Но мой интерес зашел глубже. Уже в 5 лет я захотел стать палеонтологом и искать динозавров. После школы я поступил на биологический, потом на зоолога. Но у нас в городе, к сожалению, не учат на палеонтолога.

Тогда я обратился в Музей мамонта, где познакомился с выдающимся палеонтологом Петром Лазаревым. И он пригласил меня на раскопки в Амгинский район искать ископаемых мамонтовой фауны. И первой нашей находкой стал пещерный лев!

Попозже, после смерти Петра Алексеевича, в Академии наук открылся отдел изучения мамонтовой фауны, куда меня взяли младшим научным сотрудником. Моя задача состояла в том, чтобы ездить по командировкам и искать новые места нахождения на Северах, с чем я благополучно справляюсь до сих пор.

— Котенок саблезубого тигра, найденный в Абыйском улусе, стал мировой сенсацией. Каким он предстал перед вами в 2020 году?

Фото: котенок саблезубого тигра, Палеонтологический институт им. А.А. Борисяка РАН

— Это был серый августовский вечер. Мой хороший знакомый сказал мне, что нашли что-то непонятное, то ли медвежонка, то ли львенка.

Я был на этой местности и пришел посмотреть на этот грязный, мерзлый комок шерсти. И среди этой непонятной гущи я увидел характерный кошачий носик! Я испытал волнение, трепет и сомнение…

Меня смутил окрас, потому что до этого находили пещерных львов, но они другого цвета — светлые, желтовато-коричневые. А этот комочек был темненький, бурый, как медвежонок. И шерсть была гораздо грубее, нежели чем у кошек.

Я увез этот комочек в город. После детального изучения и чтения всякой литературы я выделил теорию, что это может быть именно детеныш гомотерия — саблезубого тигра. Но никто до этого не находил гомотериев и не видел их внешний вид! И потому легко было перепутать с детенышем другого рода саблезубых хищников.

К счастью, я не ошибся! Позже мы совместно с коллегами из Москвы и Екатеринбурга написали работу, которую многие знают. Мой наставник Петр Алексеевич находил кости и предположил, что гомотерии обитали на территории Якутии. И вдвойне было приятно, что я это подтвердил! Теперь все встало на свои места.

— Когда находят останки мамонта, предполагают, что там может быть мамонтовое кладбище. Как было в случае с котенком?

— Мамонты — это стадные животные, они по одному не ходили, как и нынешние слоны. А хищники — другое дело, это осторожные животные, большинство из них одиночные, кроме пещерных львов и волков.

Ну, мы продолжаем раскопки в той местности, где нашли детеныша гомотерия. Возможно, еще что-то найдем. Место совершенно удаленное, труднодоступное, поэтому работа тянется очень медленно.

— То есть вы будете рады, если после выхода статьи появятся добровольцы?

— Неподготовленные люди — это палка о двух концах. Они по-своему проводят раскопки: могут что-то найти и скрыть, чтобы забрать для личной коллекции или на продажу, а могут вовсе не заметить или повредить находку.

Скажем так, у нас есть осведомленные люди из числа местных жителей, которые здорово нам помогают.

В целом, у жителей нашей республики высокий интерес к древности, что, конечно, является хорошей тенденцией.

— Подскажите, как правильно поступить с находкой без ущерба для науки?

На фото: находка Айсена Климовского

— Во-первых, не стоит пытаться раскопать самостоятельно. Очень интересно, любопытно, но вы можете повредить или потерять некоторые останки. Лучше сфотографируйте, снимите геолокацию и свяжитесь с Академией наук.

Во-вторых, по возможности накройте останки мешком или коробкой, чтобы защитить от солнца, дождя и животных. Эх, был у меня такой горький опыт, когда мне сообщили, что нашли древнего зайца. На присланной фотографии лапки торчали из мерзлоты. Я опоздал буквально на полдня! Охотничьи собаки утащили останки.

В-третьих, не стоит прикасаться к останкам голыми руками, потому что там находятся все еще живые древние бактерии.

— То есть ученый из документального фильма "Генезис 2.0" поступил очень смело, попробовав мамонтовую кровь на вкус?

— Да, но лучше так не делать. Он, видимо, знал о чем-то, но я такое не практикую.

— Документальный фильм Евгении Арбугаевой повествует о вашей экспедиции за пещерным волком?

Фото: Максим Арбугаев, Владимир Егоров

— Да, мы спускались за пещерным волком по тающей вечной мерзлоте. Но я не могу рассказать подробности, потому что это прямой сюжет фильма.

Пока скажу так: останки изучают со всех сторон, в том числе и по ДНК.

Пока мы придерживаемся термина «ископаемые волки», они жили в мамонтовой фауне, отличаются от современных подвидов, которые живут в Якутии. Они занимали две ниши: были и падальщиками, и активными охотниками — охотились на крупных бизонов, и вместе с ними вымерли. Так как ископаемые волки были стайными животными, находили несколько останков, но в основном скелетированные.

Хочу сказать, что я ни разу не актер, и работа моя своеобразная. Это был мой первый опыт участия в съемках. Но Евгения, Максим Арбугаевы и Владимир Егоров — большие профессионалы. Они создали очень комфортную атмосферу, что иногда я вовсе забывал о камерах.

— Как вы считаете, фильм пробудит интерес к науке?

— Да, думаю, для многих станет открытием, что такие работы ведутся. Ведь наша деятельность на Севере не сильно известна по миру.

И, конечно, я как любой ученый надеюсь на то, что успех фильма положительно скажется на финансировании наших экспедиций и исследований, — поделился Айсен.

*** *** ***

Отметим, что после выхода фильма «Чуураа» и окончания исследований, ученые расскажут об ископаемом волке. В июне 2026 года, когда наступит новый сезон, Айсен Климовский снова отправится на командировки в Амгинский и Абыйский районы, где его будут ждать — романтика неизвестности, труд в поте лица, вечерние посиделки у костра, и, конечно же, новые открытия!

На главном фото: Айсен Климовский

Новости Якутии в VK
Читать
Прокомментировать в Telegram
Перейти