×

Памяти Ирины Мартыновой

7:50 - 7.9.2021
Памяти Ирины Мартыновой

Не верится, что уже 40 дней как нет среди нас известной журналистки, яркой неординарной личности, очаровательной молодой женщины, верного друга, нежной любящей супруги и заботливой, ласковой матери двоих сыновей.

Что-то безвозвратно меняется в мире, когда уходят такие люди, какой была Ира. Она унесла с собой на небеса кристальную честность журналиста-бойца, неиссякаемое стремление к справедливости, которое было неотделимой частью ее цельной чистой натуры, бесконечное очарование истинной женственности и, конечно, свою фирменную неотразимую улыбку – такой больше нет ни у кого. И мы уже не увидим этот блеск сияющих глаз, не услышим веселый девчоночий смех нашей Иры…

Годы работы в городской газете «Эхо столицы» стали для Ирины периодом профессионального становления как универсального журналиста, которому были под силу темы любой сложности. Ирина с одинаковой легкостью писала репортажи с сессий Государственного Собрания Ил Тумэн, аналитику на труднейшие экономические темы, разъясняла читателям тонкости пенсионной реформы и нюансы налогообложения. Она прекрасно писала зарисовки о людях и блестяще вела женскую рубрику «Куо».

Собранная, организованная, органичная и невыразимо обаятельная. Острый ум, умение схватывать все на лету, легкость характера, коммуникабельность, мобильность быстро подняли начинающего автора на верх журналистского Олимпа, а, самое главное, Ира была настоящей трудягой: все этапы своего профессионального роста она прошла самостоятельно, четко и уверенно. Казалось, не было ничего, что было бы неподвластно этой энергичной, яркой, неординарной девушке.

При этом у нее был свой неповторимый авторский стиль, где, кроме глубокого знания темы, присутствовало еще что-то неосязаемое, что делало ее материалы не похожими на статьи других корреспондентов. Тонкий ироничный взгляд, умение высветить детали, некий психологизм… Ира была интеллектуалкой, у нее был в определенной степени научный склад ума. Она легко ориентировалась в любой теме, легко осваивала гаджеты и технологии, очень многое знала и умела. И никогда не скупилась на советы и помощь другим.

В коллективе городской газеты «Эхо столицы» Ира Мартынова была безусловной любимицей. Организатор, заводила, которая заражала всех своим оптимизмом и позитивом. Казалось, что у нее все получается легко и красиво. Мужская половина «Эха» от Иры буквально таяла, но относилась к красивой и талантливой коллеге с большим уважением и даже неким пиететом. При всей простоте общения был в Ирине некий аристократизм, порода, как принято говорить. И да, она умела поставить на место зарвавшегося человека, хама или наглеца. Не боялась говорить правду в глаза. В ней чувствовалась большая внутренняя сила, стержень, который помогал ей жить так, как она считала нужным, строить планы, которые всегда воплощались. И даже когда Ира узнала о страшном диагнозе, она не пошла у него на поводу – по-прежнему жила так, как хотела сама, не поддавалась, боролась до последнего. Никто не видел ее слез - болезнь забрала нашу Иру, но не сломала ее.

Она навсегда останется в памяти всех, кто ее знал – такие люди не забываются. Прошло 40 дней со дня ее ухода от нас, очень больно сознавать, что больше никогда она не войдет в кабинет, осветив все вокруг нежной улыбкой и светом глаз, не спросит: «Как дела?», не взглянет внимательно словно в самое сердце… Но память об Ире Мартыновой-Алексеевой словно глоток родниковой воды: жизнь этой удивительной неповторимой женщины – пример для многих.

Мало отмерила ей судьба, но остались муж, сыновья, близкие, в которых всегда будет жить ее любовь. И мы, ее коллеги и друзья, которым посчастливилось жить и работать с ней вместе.

Елена Птицына, журналист

…Умом понимаю, но все еще не принимаю того, что нет уже на этом белом свете моей Иры. Коллеги, любимой подруги. Говорят, после 40 дней, душа навсегда прощается со всем бренным и тленным, что связывало человека с земным, суетным, и навсегда переселяется в лучший из миров.Если так оно есть, то пусть хотя бы будет так.

Ира всей своей непростой судьбой заслужила жизнь долгую и счастливую. Но,увы… Судьба распорядилась иначе. Иногда, рассказывая о своих родителях, вскользь, Ира говорила, что у нее плохая наследственность касаемо онкологии. К великому сожалению, она боялась небезосновательно. Тяжелая болезнь, обнаруженная слишком поздно, буквально сожгла нашу любимицу за один год. Она стойко приняла свой диагноз, не сдавалась до последнего. Мы все чувствовали, что она стала немного другой, но оставалась все такой же улыбчивой. Даже в это время она не забывала ни об одной подруге, всегда справлялась о здоровье, делах, детях, работе. Радовалась успехам или хорошим новостям, словно своим. Боясь не навредить ей, в пандемию мы резко сократили встречи. Но у нас был телефон и вечерние разговоры о том, о сем. Последний звонок тоже по обыкновению закончился бодрым Ириным: «Ну, давай, дорогая, еще созвонимся!».

Но в последующие дни телефон замолчал. Оказалось, навсегда… Превозмогая сильнейшие боли, Ира в тот вечер расспросила о том, как прошла презентация нашей книги «Финансовый век столицы»в мэрии города. Еще летом 2020 года, когда ей поставили смертельный диагноз, она первым делом позвонила мне и попросила доделать эту книгу.

«Значит, планида у меня такая. Буду лечиться. Это займет много времени, сил. Что потом будет, не буду загадывать. Боюсь, людей подведу. Взялась за книгу, а случилось такое», - с грустью сказала она. После она много раз звонила, справлялась, как идут дела по книге, помогала, чем могла, чтобы мы успели к сроку сдать книгу на печать. В любой ситуации думать о других, отвечать за данное слово, это было в ее духе.

Когда в 2002 году я пришла в «Эхо Столицы» мне определили рабочее место возле Иры. Кабинет наш был «сердцем» редакции. Ира Мартынова, Лена Степанова, Лена Птицына, Виктория Габышева. Работали с утра до позднего вечера. Газета была ежедневной. В то время у нас были простенькие компы, дискеты, стационарные телефоны, единственный факс на всю редакцию, которую поначалу долго рассматривали не могли понять как это из него выходит бумага с текстом. Интернета и в помине не было. Вот когда волка ноги кормили! Бегали, ездили по всему городу, собирая материалы на очередной номер. Интересная была жизнь!

Для меня, новоиспеченной журналистки, все ново и незнакомо. Ира посоветовала для начала выучить персоналии в мэрии, чтобы не ошибиться при встрече. А встречи с самыми разными руководителями, специалистами города случались чуть ли не ежечасно. Первые тексты по городскому хозяйству для верности давала на читку моим девочкам. В то время ошибка в газете могла стоить рабочего места.

Ира как-то сразу стала мне близкой подругой. Доброжелательная, отзывчивая и жизнерадостная. Тогда я удивлялась ее работоспособности. Мы уже «в мыле» к 10 часам вечера сдаем последние статьи, и не то, чтобы думать, даже просто набрать текст из журнала сложно, а она все еще пишет. Потому что надо и кроме Иры в вопросах экономики, политики или других подобных вещей быстро и читабельно никто не напишет. Ира умела преподнести даже сложный конфликтный материал правдиво, не склоняясь в чью-либо угоду. Особенно это касалось парламентариев и городского руководства. Из-за своих статей, метких эпитетов не раз вызывалась на ковер. Но она умела работать с фактами, не перевирая даже в мелочах. Поэтому часто нечем было крыть, и зачинщику только и оставалось проглотить свое недовольство.

Ира была генератором идей. Это касалось как газетных дел, так и в жизни. Лучше ее мало кто мог придумать оформление статьи или газеты, подать материал или посоветовать подруге купить именно те шторы, а не эти. У нее был врожденный вкус, чувство цвета. Как-то с Ирой весь вечер обклеивали мою квартиру новыми обоями. А ночью обои сползли и палаткой нависли над диваном, где спала Ира. Как долго мы хохотали. Я хотела выкинуть злосчастные обои. Но Ира настояла на том, чтобы мы еще раз подчистили стены и поклеили обои заново. Пришлось и второй день посвятить обновлению стен.

В феврале этого года мы отмечали китайский Новый год и составляли карты желаний. Кто-то не успел подобрать картинки под свои желания. Так Ира принесла целых ворох толстенных цветных журналов, чтобы каждая смогла вырезать оттуда картинки. Ира была очень трудолюбивой, для близких людей, подруг старалась быть всегда полезной, не жалела ни времени, ни сил. При этом никогда не возносилась, не лицемерила, всегда оставалась такой, какая есть: жизнелюбивая и энергичная, ответственная и правдивая, очень стойкая и ранимая… Такой и останется в моей памяти моя дорогая подруга и коллега, профессионал с большой буквы и прекрасный Человек.

Сардаана Сивцева, журналист

Sakhaday.ru