×

Почему молодежь Якутии не стремится в аграрии?

10:45 - 15.4.2022
Почему молодежь Якутии не стремится в аграрии?

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» - или почему молодежь Якутии не стремится в аграрии, когда, наконец-то, приведут в порядок республиканские здравницы и где все-таки «учат на доярок» - этими и другими вопросами озаботились вчера, 14 апреля, в Ил Тумэне. Там обсудили, какие меры социальной поддержки оказываются работникам агропромышленного комплекса.

Работа в сельском хозяйстве – это круглогодичный труд без выходных и праздников. И несмотря на принимаемые меры люди, а в особенности молодежь, не рвутся трудоустроиться в эту сферу, что весьма печально, как отметил председатель постоянного комитета парламента по селу и аграрной политике Андрей Находкин. Факты – упрямая вещь, об этом говорит статистика. «Они (то есть молодежь – прим.ред.) ищут место работы, жизни там, где хорошие условия труда, достойная зарплата, льготы и меры поддержки со стороны государства, выход на хорошую пенсию», - подчеркнул он. И их сложно за это осуждать. Видимо, того, что сейчас делается, недостаточно.

Вопрос актуален еще и тем, что в свете сложившейся ситуации остро встала тема обеспечения населения местной продукцией. А для того, чтобы люди хорошо работали, необходимо обеспечить их мерами поддержки, в том числе – социальными.

Какие выплаты получает молодежь?

Первый замминистра сельского хозяйства Петр Попов в своем докладе привел множество цифр. К примеру, какую ежемесячную выплату получают молодые специалисты сельского хозяйства: в арктических и северных улусах выпускники профтехучилищ с 1 января 2020 года получают на руки 10 440 руб (до 2020 года было 6 960 руб), на других территориях – 7 830 руб (было 5 220 руб); выпускники вузов, работающие в арктических и северных улусах получают выплату в 14 355 руб (было 9 570 руб), на других территориях – 10 440 руб (было 6 960 руб). А также: какие к ним предъявляются требования, о программе предоставления ЕДВ, и о нормативной базе предоставления санаторно-курортного лечения работников АПК и многом другом.

Якутские санатории находятся в плачевном состоянии…

Кстати, знали ли вы, что на путевки в «санатории и курорты» могут претендовать не все? Существует список профессий, представители которых имеют на это право – всего в списке 20 пунктов. Причем 4 последних (члены оленеводческих бригад) были введены лишь в 2019 году. Им оплачивается 80% от стоимости путевок, а вот проезд туда и обратно – только для сельскохозяйственников северных и арктических улусов.

Вопросы вызвало и состояние наших, якутских санаториев, которые давно находятся в плачевном состоянии: начиная от состояния зданий и до оснащения необходимым оборудованием. Грязелечебница «Хоту» закрыта уже 2 года, «Абырал» находится в тяжелом положении. Лечиться летают в другие регионы. Прозвучало мнение, что «нашим работникам не нравятся условия якутских санаториев». Но в противовес прилетел ответ от главврача санатория «Чэбдик» Евгении Чеботаревой: якутские санатории «выбывают из аукциона», а это значит, что идет лоббирование чьих-то других интересов – к примеру, санаториев Алтая, что идет вразрез с распоряжением Президента РФ «о сохранении санаторно-курортных комплексов». «Наши санатории действительно умирают благодаря вот такому негосударственному подходу», - резюмировала Евгения Владимировна. Получается: ежегодно решая, в какие регионы отправлять на санаторно-курортное лечение работников сельского хозяйства, профильные министерства напрочь закрывают глаза на состояние местных лечебниц.

«Льготные» пенсии: не для всех

Самая главная льгота – это досрочный выход на заслуженный отдых, сообщил Георгий Степанов, управляющий отделения пенсионного фонда Якутии. Опять же: это касается оленеводов, охотников-промысловиков, рыбаков. На начало этого года получающих «льготную» пенсию - 372 человека. Средний размер страховой пенсии составляет 23 323 рубля. Но существуют еще и доплаты для неработающих пенсионеров, отработавших не менее 30 лет в сельском хозяйстве – 25% от размера фиксированной выплаты. Казалось бы – неплохо, но, как отметил замминистра, остаются еще две большие проблемы: это применение районного коэффициента к выплате и льготное исчисление.

Все ли получают эти выплаты? Нет, не все. Есть определенный реестр работников, которым эти выплаты положены, существует Постановление правительства РФ, но оно совершенно не учитывает специфику работы на Крайнем Севере. Некоторые категории работников, увы, не смогли попасть в реестр, отметила народный депутат Феодосия Габышева. У многих отсутствуют (утеряны) подтверждающие документы. Петр Попов пояснил: список был утвержден в ноябре 2019 года, затем – дополнен. Кстати, там учли часть предложений, направленных якутскими депутатами. Но работа в этом направлении будет продолжаться: «Мы будем рассматривать в совокупности все имеющиеся документы».

Сельская ипотека

В предыдущие года было построено немало домов – если в 2019 году средства на предоставление соцвыплат на строительство жилья получили 409 семей, то в 2022 году – всего 2 семьи. Каким образом и куда испарились миллиарды, предназначенные этому виду поддержки? Как выяснилось, эти средства были перемещены на программу сельской ипотеки. Программа по улучшению жилищных условий пока работает – но уровень финансирования минимальный. По поводу соцвыплат на строительство каждый год пишутся письма в минсельхоз России – потому что «этот вопрос – наша боль», как сказал замминистра. Но результатов пока нет.

Что касается сельской ипотеки: при ставке 3% годовых и первоначальном взносе 10% за последние два года было выдано 149 кредитов. И если взять стоимость 409 домов – примерно та же сумма была выдана и посредством ипотеки.

Почему нигде не учат на доярок?

Когда поступил вопрос: а где обучают на доярок, в каком учебном заведении, то выяснилось, что… нигде! И это вопрос конкретно к минсельхозу: если нет соответствующего учебного учреждения, значит, и необходимости в них нет? Тем временем, потребность в доярках и доярах в улусах огромна. Вопрос об этом ставится, но ответа пока нет. Такая же ситуация и с оленеводами. Не так давно в селе Берелех Усть-Янского района прошло обучение на оленевода, и скоро они приступят к работе, как с гордостью заявили на круглом столе. Но это скорее исключение, чем правило.

Фото ЯСИА

Sakhaday.ru