«Почему снимаете якутских девушек в уязвимых образах?». Якутянку возмутила фотосессия, организованная Минпредом
В соцсетях разгорается скандал по поводу скандальной фотосессии, инициированной Минпредом Якутии.
Якутского фотографа Есению Софронову возмутила фотосессия, сделанная в историческом парке «Моя Россия» под эгидой Министерства предпринимательства. Минпред заказал у фотографа Натальи Котовой снимки в образе якутской удаганки для оформления фойе музея. В фотосессии участвовали якутские компании.
«Сексуальная якутская шаманка ждет горячего мачо?»
«Разве якутские шаманы - это не духовные лидеры народа саха и сакральные, священные жрецы нашей культуры, разве удаганки это не лекари, поисковики и посредники между мирами? – задает вопросы Есения. - С каких пор вы разрешаете сексуальную эксплуатацию древних образов, женскую объективизацию и разрешаете делать фотографии в стиле "сексуальная якутская шаманка аборигенка на оленьих шкурах ждёт своего горячего мачо чтобы согреть его в лютую зиму".
Есения заверила, что не против креатива в национальных образах:
«Почему приезжая с материка "творцы" не изучают культуру и традиции местности, где они собираются работать, не проявляют уважения к народу и не несут моральную, материальную и юридическую ответственность за свое так называемое "творчество".
Я абсолютно не против креатива в национальных образах и использования этнических элементов для стилизации, свежего взгляда на национальный колорит, но с детства мы, якуты, знаем, что нельзя беспокоить духов якутской земли и издеваться над их образами. Каждый понимает, как нужно вести себя в православной церкви, синагоге, дацане, почему же мы позволяем так относиться к нашим духовным лидерам?».
Она напомнила, что к шаманской атрибутике следует относиться с осторожностью:
«Нельзя без надобности трогать шаманскую атрибутику, брать даже в руки без разрешения духов бубен, тем более использовать для развлечения эти образы. Кто должен нести за это ответственность?
Почему наша молодёжь глядя на такие фотографии должна считать, что такие издевки над нашей культурой - это нормально, почему они теряют чувство стыда, почему они должны считать, что сексуальность допустима везде, почему молодёжь должна мириться с таким к себе неуважительным отношением? Или действительно теперь деньги решают все, и пришла наша очередь быть объектами для шоу? К следующему году будете шить костюмы на Хэллоуин в образах удаганок и танцевать в них стриптиз для развлечения пресыщенной публики?».
«Это ваши тайные фантазии, милочка»
Про автора снимков Наталью Котову мы не нашли сведений. Судя по Инстаграму, она часто бывает в Нерюнгри. Котова не осталась в долгу. Она посчитала все высказанные претензии тайными фантазиями:
«Милая моя женщина! Все то, о чем вы пишите, это ваши тайные фантазии! Мы к ним никакого отношения не имеем! В съёмке нет образов шаманов и удаганок, опять же, это только ваши фантазии! Конечно, вы их можете выражать, делиться, но они никак не относятся к нашему прекрасному проекту! Не путайте истории, мы с вами на разных уровнях понимания!».
«Я бы вам скинула миллион картинок, разных моделей (известных), которые участвуют в разных фотопроектах, которые имеют противоречивые мнения, но мы же про бренд, про Продвижение, про новое видение, всего то что связано с культурой! Но вас обидит всё! Поэтому считаю наш диалог бессмысленным! С любовью и уважением к культуре и республике», - отказалась от дискуссии Котова.
«С каких пор вы разрешаете сексуальную эксплуатацию древних образов?»
На это Есения возразила, что в описании проекта указана именно якутская удаганка, и предложила фотографу принести извинения и удалить фотографии:
«Меня смутила вся ваша работа, насколько нужно не иметь воспитания и культуры, что, приехав в Якутск, вы можете снять только сексуальные позы молодых девчонок на оленьих шкурах! Ради этого вы летели 7000 километров?
Вы понимаете, что сейчас 2020 год и вам должно быть стыдно за то, что снимаете якутских девушек в таких уязвимых образах, эти фотографии разойдутся по всей России, нас якутов меньше 500 000, а вы показываете не богатство традиций и нашей культуры, а публикуете фотографии с недвусмысленными выражениями. Почему вы вводите в заблуждение, используя бубен?».
«Это откровенное неуважение к традициям и незнание культуры»
Подписчики в основном поддержали Есению:
«Оо, как так?! Человек незнающий якутскую культуру снял такие фотографии, вообще использовать образ удаганок, одежду, бубен это очень опасно... Молодая девушка -модель не зная участвовала, наверное... Дьоно сэргэтэ, саастаах дьон сэрэтиэхтээх, конуллуо суохтаах этилэр!».
«Фотографии безвкусные, модель неинтересна. Тупо эксплуатация этники с сексуальной объективизацией образа удаганки. Если интересовал образ именно удаганки, можно ведь было сделать с другой моделью намного реалистичнее, чем эта девушка с вечно открытым ртом. Если нужны секси фотки аборигенок, зачем приплетать шаманизм, откровенное неуважение к традициям и незнание культуры».
«Есения молодец, что поднимаешь такие вопросы! Действительно, уже давно неактуальная тема женской объективации, помноженная на сексуализацию святых образов».
«Так происходит потому что этим занялась не имеющая отношение к традиционной культуре @my_history_ykt . Боюсь, что они не имеют понятия не только о якутских верованиях, но и не понимают разницы между "этикой" и "этникой". Что уж говорить о таких абстрактных понятиях как "допустимо, не допустимо", они им просто неведомы».
Отметим, что никто из перечисленнных инициаторов фотосессии не высказался на этот счет. Инициатор проекта @minpred_official @my_history_ykt, организатор @natalia.tiukavkina, участники @kierge и @sakhabultcom.
Фотограф: @nataliykotova
На главной модель: @anellllena
Поступила информация, что АГИКИ и Arctic Fashion Show не имеют отношения к данному проекту.