Разговор, который может вам дорого обойтись
Методы социальной инженерии постоянно меняются, и телефонные мошенники становятся всё изобретательнее. Лучшим решением в ситуации, когда вы услышите, что кто-то получил доступ к вашему счету, была обнаружена подозрительная операция по вашей карте или в системе произошёл сбой, сбросить звонок.
При звонках от незнакомцев на тему денег, банковских карт, инвестирования и так далее самым здравомыслящим решением будет как можно скорее завершить разговор. Чем короче будет этот диалог, тем лучше, так как общаться с аферистами опасно – некоторые из них записывают голоса людей. И потом используют такие записи в банках и других местах, где работает система распознавания голоса
Найдите официальный номер поддержки своего банка и самостоятельно перезвоните по нему. Уточните информацию в другом источнике информации – это тот самый момент, когда точно не стоит верить одному источнику данных, в данном случае незнакомцу на другом конце телефона. Любую важную информацию надо перепроверять.
Номер службы поддержки банков указан на обратной стороне платежной карты и на официальном сайте финансово-кредитной организации. В Алмазэргиэнбанке – это 8-800-100-34-22 (бесплатно по России).
Примеры мошеннических сценариев
АЭБ предупреждает: схемы мошеннических разговоров могут быть разными, но задача у них одна – заставить жертву действовать сгоряча, не осознавая происходящее. Вас не должен ввести в заблуждение уверенный, официальный тон звонящего, что он называет вас по имени-отчеству, знает номер вашей карты и другую личную информацию.
Важно понимать, что все необходимые действия сотрудники банка делают без звонка клиенту. Настоящий сотрудник банка, службы безопасности банка, прокуратуры, полиции и других органов никогда не попросит вас загрузить приложение на смартфон, перейти по какой-либо ссылке, назвать код из смс-сообщения.
Никто из сотрудников не будет выспрашивать у вас срок действия и номер карты, трёхзначный код с оборота карты, пароль от онлайн-банка, ПИН-код. Предложение передать коды не лично, а роботу в тоновом режиме телефона также является мошенничеством.
В случае, если по ссылке вы установите на телефон стороннее приложение, мошенники смогут получить дистанционный доступ к управлению вашим смартфоном. Устанавливайте только те приложения, которые указаны на сайте банка или о которых вы узнали в отделении банка от сотрудника.
Другой вариант – когда звонит человек и жалуется, что ошибочно перевел вам деньги на карту, просит их вернуть. Перед этим вам отправляют фальшивое смс с неизвестного номера о пополнении счета. Вас попросят вернуть деньги, которые на ваш счет никто не отправлял. Просто проверьте счёт в онлайн-приложении либо позвоните в банк, чтобы узнать о последних операциях.
Либо вам действительно приходит небольшая сумма на счет. Затем аферист звонит и просит вернуть деньги на другие реквизиты, которые он вышлет. На деле это замаскированный закрепительный платеж. Когда вы отправите деньги, мошенники смогут списать любую сумму с вашей карты без подтверждения.
Даже в случае, если вы действительно обнаружили на счете чужие деньги, не стоит их переводить. Банк обязан сам отменить ошибочную операцию. Для этого достаточно позвонить в банк.
Также аферисты могут звонить вам с разных номеров и из якобы разных ведомств – сначала из банка, а потом из следственного комитета. Они расскажут вам о спецоперации по поимке сотрудника-мошенника и попросят действовать по их указаниям, чтобы взять преступника с поличным.
Кроме того, мошенники могут отправить смс о блокировке счета карты или о попытке оформить на ваше имя кредит и оставить в конце подставной номер контакт-центра банка. Уловка рассчитана на то, что человек позвонит по номеру, указанному в смс, а не по настоящему номеру горячей линии банка.
В прошлом году распространился новый сценарий обмана по смс с просьбой пройти опрос с призами по ссылке. Чаще всего человека просят зарегистрироваться на сайте, ввести реквизиты карты для зачисления выигрыша и код из смс. Так мошенники крадут ваши данные для доступа к онлайн-банку и переводят деньги на другие счета либо авторизуют дальнейшие переводы денег с вашей карты.
От разных видов мошенничества в СМИ и соцсетях предостерегают не первый год, но число краж денег таким способом не уменьшается. ЦБ дает чёткий план действий при таком мошенничестве, и мы рекомендуем ему следовать:
- Ни в коем случае не сообщать данные банковской карты: CVC-код, номер карты, срок действия, код из СМС, пароли от банковского приложения.
- Не переходить по подозрительным ссылкам в СМС и не вводить данные на таких сайтах.
- Позвонить в полицию и сообщить о мошенничестве. Номер дежурной части – 102, с мобильного – 112.
Поделитесь этой важной информацией с родными, близкими и друзьями!
Служба по связям с общественностью АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО