×

REGNUM: Кадырову, Борисову и Минниханову надо найти применение в федеральной власти

8:47 - 13.1.2017
REGNUM: Кадырову, Борисову и Минниханову надо найти применение в федеральной власти
Однородность по национальному признаку в республиках-субъектах РФ достигла уровня, который требует массового обмена кадров Москвы на республиканские кадры и наоборот, рассуждает REGNUM. Многовековой принцип власти как «слоеного пирога», сдержек и противовесов, как-то затерялся за текущими делами, и напомнил в конце 2016 года взаимоисключающими репликами что «Москва много берет налогов» в Казани, и «Москва мало дает средств» в Грозном.
Без перехода на федеральный уровень власти и знакомства с проблемами всей России лидеры национальных республик не смогут расти дальше, решать проблемы своих регионов и увидеть их взаимосвязь с проблемами всей России. Наиболее удачным местом применения опыта, например, лидеров Якутии, Чечни и Татарстана является правительство РФ — дополненное должностями где они будут максимально эффективны. В пользу этого говорит и однородность национального состава правительства РФ. Не могу точно сказать «кто есть кто» по «пятой графе», но предположительно из премьера, его 9 замов и 23 министров только С.К.Шойгу упоминается как представитель народа тыва. Хотя Сергей Кужугетович является носителем русской культуры, и более русским, чем многие русские по фамилии. Из 129 заместителей министров правительства РФ представителями нерусских национальностей являются предположительно 16. Здесь большое поле для компромиссов с республиканскими элитами — в первую очередь тех республик, где уточнение балансов национальных интересов требуется в первую очередь. Интегрировав в Центр лучших представителей местных элит Москва может ставить вопрос о более сбалансированном соотношении национального состава руководства республик. В федеративном государстве правилом являются кадровые перетоки из столицы в регионы и обратно. Отсутствием принудительной ротации отчасти объясняется рост националистических настроений в республиках и отъезд из них русского населения. Так, например, в Якутии в 1989 году русских было 50%, в 2010 — 37%, в Калмыкии в 1989 — 37%, в 2010 — 29%, в Башкирии в 1989 — 39%, в 2010 — 35%, в Татарстане в 1989 — 43%, в 2010 — 39,6%. Примерно та же картина по всем республикам Северного Кавказа. Русские почти полностью ушли из Чечни, где в 1989 году их было — 24%, а в 2010 — 2%. Одна из причин ухода русских — нарастание национального самосознания местных этносов и отсутствие поддержки численности русских Москвой. Уход русской культуры из автономных республик подтверждает и соотношение православных храмов и мечетей — большинство республик мусульманские. В Дагестане в 2005 году было 1766 мечетей и 15 православных приходов. В Татарстане 1428 мечетей и 462 православных прихода — при равной численности татар и русских. В Чечне 931 мечеть и 7 православных приходов. Еще более яркая картина по национальному составу руководства автономных республик. Графа «национальность» в паспорте отменена, я не имею права знать что при переписи ответили эти должностные лица, поэтому озвучу цифры основанные на субъективных суждениях. В Чечне премьер-министр, все его 6 замов и 16 министров — чеченцы. В правительстве Дагестана премьер, его 7 замов и 16 министров представляют коренные национальности и только 2 русских — заместитель премьера и министр. В Ингушетии из 16 человек — премьера, его замов и министров только 1 русский. В Татарстане из 17 министров только 3 русские. В Якутии из 6 замов премьера — 1 русский, из 18 министров — русских 3. Предположительно из пяти судей Конституционного суда Якутии русский судья только 1. Из 6 судей Конституционного суда Татарстана русский только 1. Из 5 судей в Чечне все чеченцы. Из 4 судей в Башкортостане — 1 русский. Из 3 в Ингушетии русского ни одного. Из 4 в Дагестане русского ни одного. Такая структура республиканской верхушки воспроизводит на нижние уровни власти, в бизнес и в СМИ такое же национальное соотношение кадров. При населении 50% на 50% или 60% на 40% элита все равно формируется национально однородной — с недостаточным представительством русской национальности, которая в то же время признается гарантом целостности России. Что бывает в отсутствии ротации федеральной и республиканских элит, мы убедились 21 октября 2016 года — когда Конституционный суд Якутии прокомментировал статью 42 Конституции Якутии, где говорится о правах «коренных народов Якутии» и «российских и других старожилов». По просьбе народного депутата Республики Якутия справоросса Николая Габышева суд разъяснил, что под «коренными народами» подразумевается «народ Якутии, именем которого названа Республика Саха (Якутия)», то есть якуты, и что именно по ним «вытекает обязанность Республики Саха (Якутия) гарантировать сохранение и возрождение коренных народов Республики Саха (Якутия)». Ранее действующая статья 42 не указывала кто эти «коренные народы». И хотя сайт якутского Конституционного суда с комментарии по этому решению закрыт «на техническое обслуживание», а Ил Тумэн пока не принял поправку в Конституцию, «толкование Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), данное Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, судов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан».
На 3 из 17 млн. кв. километров России, которые называются Республикой Саха, береговая линия которой — четверть арктического побережья России, и где 49,91% якуты, а 38% русские, принято «скандальное», как написали СМИ, решение. В случае с Якутией республиканская элита посчитала коренным народом только якутов, и вызвала поток возмущений федеральной общественности. Но нарушила ли она этим решением Федеративный договор от 31.03.1992 года: «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации», где статья III гласит «Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором»? Скорее нет, просто Якутия настойчиво следует цели «на будущее», а федеральная власть в защите баланса интересов ненастойчива. Нет гарантии что такие решения не повторятся. Активизация вокруг «коренного народа» в Якутии последовала после разговора с Москвой о затягивании бюджетных поясов. Такие же речи начались в Казани и в Грозном — что «Москва много забрала налогов» в Татарстане, и что «мало средств Москва выделила» в Чечне. Национальные республики становятся все более однородными, что в сочетании с документами подписанными в 1990-е годы, внешним воздействием со стороны Запада, Турции и нефтяных монархий и примером «хорошей жизни» элит бывших союзных республик — за счет падения уровня жизни населения, усиливает в России «разбегательную» силу. Надо помнить, что цементом России является русская культура и русские, балансы национальных интересов, и что единство страны необходимо всем ее народам! Надо принимать программы переселения соотечественников из ближнего зарубежья не куда-нибудь, а именно на территории национальных республик — учитывая приспособленность соотечественников к общению с другими культурами. В программы финансовой помощи республикам, большая часть которых дотационны, включать строительство жилья для переселенцев, стимул к переезду именно сюда, создание рабочих мест и центров русской культуры — православных храмов, сглаживающих межконфессиональные противоречия через связи РПЦ с мусульманской уммой. Русское население составляло на Северном Кавказе на всем протяжении XX века от 40 до 80% городского населения. В 1926 в Чечено-Ингушетии в городах 46% были русскими, в 1959 году — 68%. В Кабардино-Балкарии в 1926 — 69%, в 1959 году — 77%, в Дагестане в 1926 году — 40%, в 1959 году — 43%. Возврат народов Северного Кавказа высланных в 1944 году было восстановлением справедливости, и почему возвращение русских после исхода 1991−2000 гг. таким восстановлением не будет? Поддержка русской культуры и русских в автономных республиках отдельная большая тема. Руководству республик в рамках обмена кадрами надо рекомендовать вернуться к проверенной десятилетиями практике, когда их президенты представляют национальность «именем которой названа республика», а премьеры — вторую по численности национальность — скорее всего русскую. Или первый заместитель премьера и часть министров русские. То же по Конституционным судам республик. Да, нынешнее соотношение — результат «демократических процедур» на выборах в республиканские собрания депутатов, утверждающие правительства и судей. Но не менее демократично во время составления списков региональными отделениями партий, в первую очередь ЕР, подсказать им со стороны федеральных партийных структур что «было бы хорошо иметь в парламенте… и будет хорошо, если при формировании правительства республики…». Это предусмотрено в уставах партий! Курс на минимизацию конфликтов и компромиссы не значит фиксацию сложившихся в 1990-е — начале 2000-х деформаций. Целостность общего дома, где проживают все мы — русские, якуты, татары, чеченцы требует более точных равновесий. И федеральной власти надо стать деликатным, но твердым инициатором общения с национальными республиками на эту тему. Отсроченные решения только усугубят проблему в будущем.
Владимир Станулевич