×

Ректор СВФУ Анатолий Николаев — о сельском менталитете, выборе человека и дочери

18:46 - 16.8.2021
Ректор СВФУ Анатолий Николаев — о сельском менталитете, выборе человека и дочери

В недавнем интервью одному из якутских изданий руководитель вуза рассказал о помощи университета в борьбе с лесными пожарами и на что был направлен один миллион рублей погорельцам из села Бэс-Кюель. В преддверии 65-летнего юбилея со дня образования Якутского государственного университета, ныне Северо-Восточного федерального университета мы поговорили с Анатолием Николаевым, который ответил на вопросы о том, заставляют ли студентов голосовать на выборах, говорит ли он с дочерью о политике Алексее Навального, что он думает о нынешней молодежи, и о том, сказывается ли внутрення миграция на общий уровень культуры.

— В чем главное отличие нынешних студентов от студентов предыдущих поколений?

— Конечно, время диктует свои условия. Я поступил в университет в 1989 году, когда Советский Союз еще существовал, а окончил учебу, когда он распался. Люди, которые застали те времена, согласятся со мной, что начало 90-х —сложный и непонятный период в жизни страны, когда социализма уже не было, а народ начал строить какой-то дикий капитализм. Тогда многие способные студенты, которые могли бы успешно заниматься наукой, ушли в коммерцию. Остались, скажу не в ущерб нынешним студентам и аспирантам, фанаты, преданные науке.

Если сравнивать нас молодых и нынешнюю молодежь, то мы, на мой взгляд, больше придерживались коллективизма, чувства локтя тогда было лучше. Наверное мы были так воспитаны. Мы, как и нынешние студенты, тоже были инициативные, среди нас так же выделялись ребята с лидерскими качествами. Но в отличие от сегодняшней молодежи, мы многие вещи делали на чистом энтузиазме, не требуя финансовой поддержки.

В нынешних студентах, по моим наблюдениям, больше свободы в мыслях, они хотят быть успешными и среди них больше индивидуалистов. Мы свой успех видели в успехе всего коллектива. Видимо, во мне это сидит глубоко и крепко, поэтому я считаю себя больше командным игроком.

Сейчас молодежь более открытая, не тушуется, требовательна к условиям обучения, отстаивает свои права. В наше время студенты старались остаться незамеченными руководством университета, а о том, чтобы зайти к нему на прием с каким-либо требованием, и речи быть не могло. То ли мы так боялись, то ли уважали своих преподавателей, не могу сказать. А сейчас студенты, либо они стали более свободными, либо мы более открытыми, могут обратиться ко мне, руководству своего института или факультета за разрешением любого вопроса.

— Если мы говорим о том, что молодежь сейчас открытая и свободная, то, наверное, ей невозможно навязать свое мнение и тем более потребовать от нее проголосовать на выборах за определенного кандидата? Ведь бытует мнение, что студенты на каждых выборах помогают делать результат «Единой России».

— Так называемые "диванные аналитики" говорят, что студентов загоняют как баранов в КЦ «Сергелях», и партия власти получает свои 70%. На месте студентов я бы обиделся за такие слова этих "аналитиков". Они считают, что студентам дается указание за кого голосовать, их запугивают отчислением. Но каждый кто так говорит и пишет в соцсетях, судит по мере своей испорченности. Студенты отнюдь не глупые, как представляют себе эти люди. Студенты видят, как преобразовывается наш университет и страна в целом, какие возможности открываются перед ними, они получают поддержку своих проектов, идей, предложений. Они знают, что изменения в лучшую сторону происходят за счет поддержки правительства, поэтому они голосуют за партию власти.

Напротив те, кто раскачивает волну, утверждая, что из студентов делают марионеток, пытается на хайпе манипулировать ими. Наши студенты самостоятельны в своих решениях и способны проявить себя, в том числе и в сложные времена. В прошлом году, когда случилась пандемия, тысячи студентов участвовали в волонтерском движении, 1200 медиков-студентов вышли на борьбу с коронавирусом, из них более 400 работали в красной зоне. И самое главное - это был их посыл помочь республике по борьбе с этой коварной болезнью. Это говорит о том, что мы воспитываем умную, активную молодежь, на которую можно положиться в трудную минуту.

— Сказывается ли на жизни университета, уровне специалистов и качестве обучения внутренняя миграция, которая стала активной в последние годы?

— Не сказал бы, что наши специалисты уезжают отсюда массово. Есть единичные случаи, когда они переезжают в центральные города по семейным обстоятельствам. Наоборот, когда наш университет получил статус федерального вуза, к нам чаще стали поступать резюме. К нам едут работать иностранные специалисты. Мы ведем совместные проекты с иностранными коллегами, учеными, индекс Хирша которых зашкаливает под 50. С развитием новых технологий расстояния не мешают нам сотрудничать в режиме реального времени с ведущими вузами страны и институтами Академии наук России.

Дети из республики уезжали активнее в 90-е годы. Тогда департамент по подготовке и расстановке кадров вел четкую работу. Но думаю, от этого мы беднее на специалистов не стали. Действительно, в последние десять лет значительное количество сельских жителей переехало в Якутск, где сейчас живет одна треть населения республики. Но я бы сказал, что в мире гаджетов и высокоскоростного интернета люди быстро приспосабливаются к новым условиям, поэтому внутреннюю миграцию и качество обучения в университете я бы не стал связывать.

— По вашим наблюдениям снизился ли общий уровень культуры?

— Культура в принципе абстрактное понятие. Если взять культуру поведения, то я сам когда-то был сельским жителем. Возможно, в какие-то моменты и проявляется то, что сидит во мне глубоко. Но это не значит, что снижаю или повышаю городскую культуру. Если серьезно, то судя по наблюдениям за студентами, среди которых традиционно много выпускников сельских школ, то они достаточно быстро осваиваются, перестраивают свою жизнь, общение к новым условиям. В целом, многие семьи переезжают, когда дети еще учатся в школе. Даже год обучения в городской школе очень сильно может поменять менталитет в сторону городской культуры бывшего в недавнем прошлом сельского ребенка. В целом университет это центр притяжения многих молодых людей. Одним из основных целей СВФУ является воспитание в своих студентах людей, любящих свою родину, стремящихся сделать ее лучше, уважающих своих близких и своим примером преображающих общество. Вот тогда в целом культура не только студентов, но всего населения станет лучше независимо от времени.

— Насколько верно утверждение, что способные выпускники уезжают учиться в центровузы, а менее успешные поступают платно в СВФУ?

— Не согласен с таким утверждением. Наш университет входит в рейтинг 30-ти лучших российских вузов. Всего по стране около 800 вузов, а с филиалами более тысячи двухсот. С учетом всего этого нужно себе представить, что тридцатое место отнюдь не последнее. По некоторым направлениям мы занимаем лидирующие позиции: к примеру, по уровню цифровизации среди вузов Дальнего Востока мы являемся номером один, наш Мединститут находится в десятке лучших по стране. Потому многие выпускники-стобальники, победители и призеры всероссийских олимпиад поступают к нам. Во время нынешней приемной кампании заявление не только подали, но и дали свое согласие поступить в наш университет более 30 стобальников.

— А ваши дети в каком университете учатся?

— Дочь учится на юридическом факультете СВФУ. Младшая дочь ходит в школу, а сын только туда собирается. Старшая дочь обучается в университете на коммерческой основе, не потому что она не смогла поступить на бюджетное место, напротив, юридический колледж она закончила с красным дипломом. Мы подумали, что не совсем справедливо, если она, будучи дочерью проректора, будет претендовать на одно из 15 бюджетных мест. Тем более по коллективному договору работникам университета предусмотрена льготное снижение оплаты на обучение детей в СВФУ. Ею мог воспользоваться я или моя супруга, которая имеет 22-летний стаж работы в Физико-техническом институте. Поэтому мы решили не мешать другим детям.

— Вы с дочерью разговариваете о политике, митингах, Навальном?

— Агитацию против Навального в разговоре с ней я не вел. У дочери своя голова на плечах, она все понимает правильно. Тем более студенты юридического факультета в силу специфики своего образовательного процесса, как мне кажется, должны быть более грамотные и подкованные в правовом плане нежели студенты из других учебных подразделений. Думаю, что мое положение немного да усложняет ей жизнь. Я сам не могу представить, как бы я учился, если бы мои руководители были в руководстве университета. Ее друзья порой спрашивают у нее: "Что об этом думает твой папа? Что говорит?". Не вижу в ней трансформатора моих мыслей для друзей. В университете она одна из студенток, а дома моя дочь.

Я не подсказываю ей, что делать, как учиться. Этого не делал и мой отец в отношении меня. Конечно, он мне давал много советов по жизни, но никогда не говорил - что делать. С детства приучен к труду. В детстве и далее в студенческие годы получал от отца достаточно заданий по дому. Однажды он велел мне смастерить два комода, при этом он никогда не сидел рядом и не говорил под руку. Говорил, что у меня есть своя голова на плечах, чтобы самому разобраться и выполнить поставленную задачу. Видимо такое воспитание сыграло в становлении моего характера и отношению к решению поставленных целей.

Считаю, что любой этап жизни закономерен. Я мог стать инженером авиационной техники. Но, будучи олимпиадником, провалил экзамен по геометрии и тригонометрии — честно, я такие задачи никогда не видел и не смог решить. Поступи я туда все было бы по другому. И так же могла бы жизнь сложиться иначе, защити я докторскую диссертацию до 2011 года. Работа была готова уже за несколько лет до этого момента. Но в тот момент, когда я решил пойти на защиту и пришел в родной факультет мне предложили участвовать на выборах декана родного БГФ. Посовещавшись с семьей, решил, что можно попробовать. Защити два или три года раньше свою докторскую - я бы не пришел показывать свою диссертацию к своим учителям. Тогда может я бы никогда не стал бы руководителем факультета и далее университета. Став деканом, за два года преобразовал факультет в институт, изменил структуру и стиль работы, параллельно сам обучался на курсах в Сколково, Российском экономическом университете имени Плеханова. В 2017 году принял предложение стать проректором, а далее пройдя несколько комиссий и согласований стал ректором университета.

Потому считаю, что всему свое время. Человек делает свою судьбу сам, меняет себя и все, что с ним связано.

Саша Александрова

Sakhaday.ru