×

Рога, чучела и обезображивание лица. Как в старину якуты справлялись с болезнями

14:41 - 2.4.2020
Рога, чучела и обезображивание лица. Как в старину якуты справлялись с болезнями

Сегодня весь мир, в том числе и Якутия, переживает пандемию коронавируса. Разумеется, это не первая пандемия в истории Якутии – в XVIII-XIX веках наша республика подверглась эпидемии оспы, а в начале XX века на ее долю выпала еще и «величайшая пандемия в истории» - испанский грипп, или «испанка».

О том, как народ саха боролся с этими ужасными болезнями, Sakhaday решил узнать у наших экспертов.

Из алааса в алаас

Так, по информации доктора исторических наук, профессора Розалии Бравиной, эти болезни считались не якутскими, а занесенными извне и представлены в образе русских женщин-путешественниц.

«В легендах, мифах исторических рассказах говорится, что они приезжали, забравшись, например, в дорожные лари и сумы», - рассказывает профессор.

Оспу и «испанку» в Якутию привезли ссыльные, дополняет в свою очередь Еремей Габышев, ученый-антрополог.

По мнению других ученых, эпидемии в Якутии не были столь сильными, поскольку якуты жили в алаасах. Однако, по информации Габышева, из алааса в алаас болезни распространялись очень быстро, особенно оспа, от которой умирал каждый третий.

Этнограф Серошевский писал, что из эпидемических болезней ужаснее всего для якутов оспа. Девяносто процентов заболевших умирало; на юге она не так убийственно действовала на них, как на севере, говорит он в соей книге «Якуты».

«Никаких лекарств, кроме камланий»

При больших эпидемиях якуты оставляли свои поселения и уходили в тайгу, на своеобразный карантин, продолжает профессор Бравина.

«Если кто-нибудь заболевал, то возле усадьбы ставили знаки, указывающие на количество заболевших. В этом месте знакомые оставляли провизию», - сообщает она.

По словам наших экспертов, никаких лекарств от этих страшных болезней у якутов не было, кроме камланий шамана.

«Все они лечатся домашними средствами, наговорами, шаманством и, раз они сопровождаются бредом и стонами, приписывают это враждебным человеку духам», - писал также Серошевский.

Духи смерти

Как сообщила Sakhaday ученый-этнолог, тюрколог Людмила Егорова, существуют злые духи смерти и болезни, как некая информация, созвучная с информацией микробов, вирусов и так далее, которые заставляют заболевать человека и убивают его.

«Самые опасные злые духи (на сегодня абааһы) – это вирусы, бактерии, грибковые инфекции, которые раньше считались неким духом. Когда человек съедается каким-то вирусом, бактерией, якуты говорят «абааhы сиэтэ» (съел злой дух). Мы-то сейчас обозначаем их, как сущности, а раньше принимали за дьявола и злого духа», - сообщила этнолог.

Дух эпидемий якутским шаманам не поддавался, но были рассказы, что шаман и дух бодались, превратившись в быков, а колымчане детям надевали старинные шапки с рогами для того, чтобы их сверху охраняли божества, рассказывает Розалия Иннокентьевна.

По словам антрополога Габышева, чтобы вылечиться, якуты ставили чучела с луком с целью обмануть оспу и также вызывали шаманов.

«Тогда болезнь считала, что здесь есть караул. Ещё люди обезображивали себе лица, чтобы оспа также подумала, что человек уже болеет», - рассказал Еремей Семенович.

"В местах болотистых, сырых…"

Таким образом, по словам наших экспертов, в истории Якутии произошли две эпидемии – оспы и «испанки». О количестве заболевших и умерших не сообщается.

Кроме оспы и испанского гриппа якуты, по словам Габышева, в XVIII-XIX веках страдали от проказы и сифилиса (и многих других хворей).

«В местах болотистых, сырых, среди озер, где народонаселение питается по преимуществу худшими сортами рыб, встречается проказа, хотя далеко не в таких размерах, как разглашено. Дело в том, что население смешивает эту болезнь с некоторыми формами застарелого сифилиса, проявляющегося в здешнем суровом климате с ужасающей силой: тело и кости гниют, и больной разлагается заживо, как при проказе», - пишет Серошевский.

По его словам, население страшно боялось обеих болезней, и, раз они проявились, их безжалостно удаляли: сифилитиков в окружные больницы, подозреваемых в проказе – в леса, где у них есть дома, для них выстроенные, и куда в определенные сроки им доставляют пищу. Проказу звали «большой хворью», сифилис – русской или французской болезнью, дополняет он.

Также раньше народ саха мучался заболеванием глаз трахомой. По информации врача Г.И. Попова, Якутия занимала первое место на земном шаре по числу заболевших.

Серошевский писал, что глазные болезни вообще очень распространены, и большинство стариков под конец жизни теряют зрение. По его информации, легкое воспаление глаз лечили очень удачно вылизыванием гноя из-под век концом языка.

Еще одной из распространённых болезней был туберкулез. По словам Габышева, туберкулёз, как и сифилис, в XVIII веке завезли ссыльные уголовники. Они насиловали женщин и заражали их.

Здесь стоит отметить, что мнения ученых-экспертов (в том числе медиков) на предмет отношения проказы, туберкулеза, сифилиса, трахомы к эпидемиям и пандемиям, разделяются.

***

«В общем, якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспосабливающее и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ», - резюмирует в своей книге этнограф Серошевский.

Ксения АВЕРА

Sakhaday.ru