×

«Русский азиат Чээрин». В Якутске ожидается выход фильма о снайпере саха

9:25 - 5.3.2021
«Русский азиат Чээрин». В Якутске ожидается выход фильма о снайпере саха

На днях в Якутске прошел закрытый просмотр картины «Рядовой Чээрин», официальный показ которого начнется в кинотеатрах с 11 марта. Наш корреспондент Ксения АВЕРА поделилась своими впечатлениями.

К нашим, якутским фильмам, выходящим в широкий прокат, невольно относишься придирчиво, пристрастно. Тем более, что фильмов про войну великое множество (хотя в якутском кинематографе их мало), и потому от картины «Рядовой Чээрин» ожидалось нешаблонности, и надо сказать, надежды оправдались.

Если честно, смотреть фильмы про войну не очень хочется: на душе становится тяжело – от того, к какому кровавому результату приводит никчемная человеческая гордыня. А тут наш якутский фильм. Ну как не сходить?

Совершенство

Итак, в горсточке солдат происходит пополнение, в числе которого прибывает охотник из Якутии Егор Чээрин. Вначале он простой рядовой солдат, который в процессе становится снайпером, затем проявивший себя как превосходный педагог – всего несколько дельных советов по стрельбе, и в конце фильма мы наблюдаем зарождение новой звезды.

На протяжении всего фильма у якутского зрителя с каждым разом гордость за Чээрина приумножается в разы: снайпер, да еще и очень серьезный, интеллигентный, ловкий, сообразительный, юркий, и, как человек, по всей видимости, хороший, надежный. Но, оказывается, в повести Тимофея Сметанина он изображен балагуром, этаким Василием Теркиным (как отметил журналист Владислав Коротов), но режиссер решил показать его иным.

«Чээрин здесь совершенно другой персонаж, мы отошли от самого образа, созданного писателем. Обычно в России представляют, что сибирские народы потешные, несерьезные, а мы хотели продемонстрировать противоположное. Да и в фильме уже есть радист якут, балагур НикНик. Но самое важное – наша повестка требовала, чтобы Чээрин был серьезным и хладнокровным», - объяснил режиссер фильма Дмитрий Кольцов после просмотра.

Волк или враг

Фильм был снят по мотивам повести якутского писателя-фронтовика Тимофея Сметанина, что, естественно, не могло не придать фильму национальный колорит. Создатели добавили и свои «нововведения».

Примечательно, что в фильме есть две сцены, где Чээрин говорит о волке. Например, во время занятия по стрельбе он советует товарищу видеть во враге волка. «Он твоя мишень, а не ты его», - говорит Егор-педагог. Если в фильме, образно говоря, по этому хищнику советуют стрелять, то для якутских охотников убивать волка – грех. У якутов существует поверье – если табунщик, оленевод добудет волка, то оставшиеся в живых сородичи отомстят и будут уничтожать его стадо.

В обращении к теме волка можно разглядеть сакральный смысл, поскольку образ этого животного является одним из тотемов и священным персонажем шаманства в традиции многих народов.

Как пишет этнолог Людмила Егорова в своей книге «Культ волка в традиции саха», волк смог стать тотемом из-за превосходных качеств охотника, позволяющих выживать в жестких условиях конкуренции, и почти магической способности без звука и движения передавать информацию на дальнее расстояние, перекликающееся со сверхъестественной силой шамана.

Зритель видит равный бой двух снайперов-антагонистов, профессионалов – «волка» Шульца и «охотника» Чээрина, обладающих почти суперспособностями волка – выживая в тяжелых военных условиях, тихо и незаметно вдаль посылать пулю.

К слову сказать, Шульц считает, что у русских нет профессионалов, а есть защитники своей Родины (и то неплохо), тем самым недооценив наших. Кстати, по словам режиссера, они хотели изобразить не отрицательного немца, а профессионала, хорошо делающего свое дело. Наверняка поэтому главные персонажи-фашисты, как ни странно, вызывали скорее симпатию, чем неприятие.

Мас-реслинг

Не зря мас-реслинг зародился в Якутии: худенький Чээрин, в неравной, казалось бы, схватке побеждает огромного фашистского солдата, ловко выдернув у него ружье и оглушив им врага.

Следующий национальный штрих – якутский тойук. Весельчак радист Николаев и рядовой Чээрин по рации в качестве шифровки исполняют тойук, чтобы фашисты не смогли расшифровать послания. Было очень смешно и вместе с тем трогательно. В целом, в фильме много юмора, и кинокартина повествует о войне легко и просто, впрочем, по словам режиссера, Тимофей Сметанин пишет о войне очень спокойно. Картина снята без надрыва, нарочитого драматизма, слезовыжималки и преувеличения, от чего фильм вышел очень естественным.

«Верю!»

Фильм получился безыскусственным еще и потому, что большинство актеров были любителями, на фоне которых игра отдельных профессиональных актеров выглядела театральной (о чем нельзя сказать про Айтала Степанова, сыгравшего снайпера, хоть он и актер театра коренных малочисленных народов).

К примеру, стрелок Шульц (такой брутальный мачо!) – в жизни, оказывается, индивидуальный предприниматель Юрий Гаретовский, совершенно далекий от киноиндустрии. Этого персонажа в повести Сметанина не было, он – нововведение создателей. Кстати, когда после просмотра экс-мэр Якутска Сардана Авксентьева назвала картину «Рядовой Чээрин» самым брутальным фильмом, этот эпитет неожиданно связался у меня именно с образом Шульца.

Очень располагает к себе и Фон Рюллих - Вячеслав Югов, всегда мечтавший сыграть в кино. В жизни он работает системным администратором. Во время просмотра была мысль, что пригласили российского артиста.

«Нашли высокого, статного мужчину с резкими чертами лица, а озвучил его Гернот Гримм, наш немец-якутянин, давно здесь живущий, и получился такой истинный ариец», - сказали создатели в одном из интервью. Стоит отметить, что фон Рюллих получился очень колоритным!

Кстати, в фильме много немецкой речи, и просто диву даешься – как актеры смогли выучить столько немецкого текста, да еще и с отличным произношением?! Оказалось, актеры только губами шевелили, а Гернот Гримм «наполнял» беззвучную речь.

Очень верилось и лейтенанту Лободе, сыгранному самим режиссером, и актеру Александру Казанцеву в роли боевого товарища Чээрина снайпера Гурьянова.

«Все практически дебютанты», - удивил Дмитрий Кольцов. Кстати, для него, специалиста по рекламе, картина «Рядовой Чээрин» - первая режиссерская работа.

Некоторые тонкости

Кроме немецкой речи задаешься вопросом и о фоне, танках, взрыве – это компьютерная графика или правда? Оказывается, Петр Гуляев и студент Дмитрий Петров провели столько работы, что простой зритель не смог отличить реальное от созданного!

В кульминации фильма полюбившаяся горсточка солдат неожиданно сменяется целым батальоном, ринувшимся в бой. По словам создателей, они «спрессовали» и события – в один временной промежуток продолжительностью в две-три недели.

***

Как признался Дмитрий Кольцов, фильм получил от дочери Тимофея Сметанина оценку «пять». «Мы хотели сделать фильм московского уровня, для широкой публики», - поделился он, при этом добавил, что «Рядовой Чээрин» - это не патриотический заказ, а народный проект, идея и мечта режиссера, актера, художника-декоратора, заслуженного работника культуры и искусства Якутии Аркадия Новикова.

Резюмируя, хотелось бы сказать, что «Рядовой Чээрин» - очень душевная картина, фильм о дружбе народов, о том, что все эти «вражеские» солдаты – в основном «товарищи по несчастью». Создателям, как и хотелось, удалось показать молодому поколению, что настоящий герой – это простой, без пафоса, скромный, усердный, честный, надежный человек, с кем «можно пойти в разведку».

Ксения АВЕРА

Фото со съемок фильма: Yakutmovie.ru

Ксения АВЕРА, Sakhaday.ru