"Сакатский парнишка Кесе". Якуты в истории Америки
Одним из самых интересных событий в истории Русской Америки было основание форта Росс в Калифорнии. Современные россияне отождествляют Русскую Америку с Аляской. Между тем, под юрисдикцию Российско-Американской компании (РАК) подпадали часть Гавайских островов и территории в Северной Калифорнии. Своеобразной столицей этих русских поселений и стал форт, основанный в 1812 году. Он служил опорной базой для промысла морской выдры – колонка, который вели перемещенные в Калифорнию артели эскимосов, и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения Русской Америки продовольствием.
Росс находился в 120 километрах от современного Сан-Франциско на северном побережье залива Бодега (Румянцева), от которого крепость была отделена долиной реки Славянки – ныне Русская, Russian River. Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим племенам – кашайя, помо и мивоки.
Якутский нож «лутче немецкаго…»
1812 год был тяжелым и для России, по которой двигалась к Москве армия Наполеона, и для молодой Американской республики, которой в том же году пришлось скрестить мечи с Англией. По распоряжению правителя РАК Баранова экспедиция Ивана Александровича Кускова отправилась в ноябре 1811 г. из Ново–Архангельска (о.Ситка) на шхуне «Чириков».
В своей книге «Русские в истории Америки» американский исследователь русского происхождения Виктор Петров приводит такие сведения из архивных источников: «На корабле было 25 русских промышленных и пять инородцев-якутов (выделено мной – Г.С.) с материалами и инструментами, необходимыми для постройки форта, а также 80 алеутов-охотников с 40 байдарками».
Уже в те времена якуты были известны как искусные плотники и кузнецы. В частности, в XVIII, XIX веках многие церкви и часовни на Аляске были построены при их непосредственном участии, чему есть прямые исторические свидетельства. А якутские ножи встречались в Русской Америке повсюду. Причем, писарь конторы Российско-Американской компании Хлебников еще в начале XIX века отмечал, что холодное оружие из стали якутских кузнецов «лутче немецкаго»…
Для населения Росса, которое колебалось в пределах нескольких сот человек, характерной была пестрота этнического состава, где русские составляли меньшую его часть. Приведем еще одни любопытные цифры. Согласно «Ведомости людей, находящихся в селении и крепости Росс», составленной в 1820 году, «...из 148 мужчин было 3 якута, 5 креолов и 116 кадьякских эскимосов». И далее о населении и национальностях форта, их социальном положении сообщается: «Русское население форта Росс, принадлежащее к разряду разночинцев, состояло из лиц мещанского и крестьянского происхождения. Жены их главным образом были крещеные якутки…».
Смышленый парнишка Кесе
В одном из архивных свидетельств того времени автор этих строк наткнулся на упоминание «сакатского смышленого парнишки Кесе». Хотя к тому времени название народа как «якуты» уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание – саха. Вдобавок православное имя этого парнишки Кеша по-якутски как раз и произносится как Кесе.
Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. В первоначальный период освоения Аляски русским экспедициям было свойственно брать с собой чукчей, юкагиров, коряков. Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно дальше от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии…
В свете православия
Необходимой составной частью колонизационного процесса России была христианизация, которая направлялась на создание системы социального и идеологического контроля над местными жителями. Вместе с тем, предполагалось также сохранение традиционной культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо рассматривать и такие явления, как создание русскими школ при церквях, что не было свойственно ни англичанам, ни испанцам. Существовала таковая и в Россе.
Кроме того, в колониях, в силу особенностей их демографической структуры, получил широкое развитие процесс метисации, в которой метисы, коих в Русской Америке называли креолами, заняли промежуточное положение, образуя особую прослойку.
В 1836 году небезызвестный сегодня якутянам Преосвященный Иннокентий Вениаминов насчитал в Россе 39 крещеных индейцев. В воспоминаниях индейцев племени кашайя прекращение среди них кровной мести совпадает с распространением православия.
Завладев территорией в районе форта Росс, вокруг которого возникло еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию отношений с индейцами.
Это можно объяснить тем, что в начале XIX века администрация русских колоний «обожглась» на отношениях с индейцами-тлинкитами на юго-востоке Аляски. Воинственные тлинкиты, обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные огнестрельным оружием, полученным от английских и американских купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситка и в заливе Якутат (интересное для нас название, не правда ли – Г.С.).
«Действовать политикою, а не силою»
Между тем, обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель форта Иван Кусков в своем донесении, воспроизведенном в «Журнале мануфактур и торговли» за 1859 год, пишет, что стремился всячески расположить индейцев: раздавал подарки, а некоторым «кои обходились ласковее и оказывали услуги», были вручены дополнительные подарки и серебряные медали, «чем они были весьма довольны».
Специальной инструкцией главного администратора российских колоний в Америке Баранова предписывалось изучать обычаи коренного населения Калифорнии, составлять словари языка индейцев «...с народами сколь можно покороче знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять досады... Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силою».
Здесь, в одном из документов, снова наткнулся на нашего «сакатского смышленого парнишку», которого обозвали уже как Кеся. К тому времени он, по всей видимости, изучил местный язык, так как выступал толмачом в переговорах с вождем мивоков Валленилой…
То водока, то турак…
«Русский период» оставил заметный след в культуре коренного населения ряда районов Калифорнии. В частности, в окрестностях форта индейцы кашайя до сих пор сохранили в своем языке более 30 слов, заимствованных из русского, например, водака, турак, чэй (чай) и т.д.
В калифорнийской «индейской политике» РАК отразились общие принципы политики компании в отношении коренного населения Русской Америки. Испытывая недостаток сил и контролируя весьма ограниченную территорию, находясь по соседству с испанскими колониями, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее аборигенами малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как выяснилось, якуты...
Укрепленное селение Росс было продано испанским купцам в 1841 году. РАК было трудно управлять столь удаленными землями, хотя между Ново–Архангельском и Россом существовало постоянное морское сообщение. Так закончился «русский период» в истории Калифорнии.
В настоящее время крепость Росс является историческим памятником. В июне 1994 года на церемонии в честь ее восстановления после пожара вождь кашайя Аллен Джеймс рассказал о жизни индейцев во время пребывания в Калифорнии русских. Судя по всему, в исторических преданиях о них сохранились только хорошие воспоминания...
Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru