Сектанты в якутской ссылке
Старообрядцы, духоборы, скопцы. Эти представители христианских течений издавна жили в Якутии. За долгие годы проживания в суровых климатических условиях Севера многие из них обосновались здесь надолго, пустили корни. Эти русские переселенцы положили начало земледелию.
Большой толчок его развитию дали именно сектанты, для которых во второй половине 19 века Якутия стала местом ссылки. Они высевали пшеницу, овес, картофель. Им принадлежит честь выращивания хлеба в самой северной части планеты. «Пашенные» прививали культуру овощеводства, обучая этим якутское население.
Как утверждают историки, к концу XVII века на территории современной республики возникли два района компактного проживания русских. Первый – южный – является основным при формировании русского старожильческого населения. Основным источником его формирования были крестьяне – вольные и невольные переселенцы из Сибири и центральной России, служилые люди и промышленники, посадские купцы.
Второй – северный. Из них сложилась группа населения, считавшаяся верхоянскими, зашиверскими мещанами, которые стали в дальнейшем рыбаками и охотниками. Особенностью северного района является то, что во второй половине XVIII века ключевая роль в росте здесь русского населения перешла к естественному приросту, что способствовало высокой степени метисации малочисленного русского населения.
Борцы духа
Название «духоборы» появилось в 1785 году. Отрицая религиозную обрядность, они являются поборниками духа, «борцами за дух». Эти представители одного из многочисленных ответвлений русского раскола хоть и не бунтовали против царя, но отказывались платить подати, служить в армии, не признавали официальной церкви, отвергали не только частную, но и личную собственность. Самое главное, они отрицали всякую земную власть, предпочитая ей небесную, а государственным законам – законы Христа, чем подавали «дурной» пример православному люду.
Раскольники и отступники от официальной церкви беспощадно преследовались в России во все времена. Они были гонимы при Иване Грозном, при Петре I. Непокорных секли кнутами, ссылали в Сибирь. Сенатор Лопухин в своих «Тайных записках Министерству внутренних дел» писал в 1801 году: «Никакая секта до того времени не была столь строго преследуема, как духоборцы, конечно, не потому только, что они всех вреднее. Разным образом истязали их, целыми семействами ссылали на тяжкие работы, заключали в самые жестокие темницы. Некоторые из них сидели в таких, где ни стоять во весь рост, ни лежать, протянувшись, нельзя было. Всякий генерал-прокурор вследствие губернаторских представлений объявлял именной указ о ссылке их целыми семействами в разные места на поселения и на каторгу».
Такая ненависть к духоборам проистекала от опасности духоборческих идей, направленных против власти как насилия, а церкви – как духовной пустоты. Страшило и то фанатическое упорство, с которым духоборы переносили наказания и пытки.
По этапу в Якутию
Великий писатель Лев Николаевич Толстой всегда интересовался далекой и неведомой ему Сибирью. Переписка и личное общение с сибирскими писателями, общественными деятелями, представителями купечества немало помогло Толстому в работе над его романом «Воскресение». Как известно, на склоне лет он активно занялся правозащитной деятельностью. Вступив в идейный конфликт с церковью и государством, Толстой заступался за тех, кто поплатился за свои убеждения свободой.
В 1897 году редактор иркутской газеты «Восточное обозрение» Иван Попов получил от Льва Толстого письмо, в котором тот просил позаботиться о «хороших людях» – духоборах, ссылаемых в Якутию. Писатель принял горячее участие в судьбе людей, гонимых за веру, и передал в помощь им крупный гонорар за издание своих произведений. Также он написал письма генерал-губернатору Восточной Сибири Александру Горемыкину, иркутскому губернатору Ивану Моллериусу с просьбой отнестись к духоборам с состраданием, поселить их в те места, где они могли бы заниматься земледелием, оказать им материальную и медицинскую помощь.
Одно из писем было отправлено управляющему делами торгового дома «Громова и сыновья» Митрофану Пихтину. «Дорогой Митрофан Васильевич! – писал известный писатель. – Едут к своим мужьям-духоборам, поселенным в Якутской области, их жены. До Иркутска едут на свои средства, от Иркутска же до Якутска они должны будут арестоваться и идти этапом. Если бы им был дан бесплатный проезд на пароходах, идущих по Лене, это было бы большое благодеяние. Об этом-то я и позволяю себе просить Вас».
Когда стало известно, что духоборов ссылают в Якутию, Толстому сообщили, что один из якутов недавно окончил медицинский факультет МГУ и собирается возвращаться на родину. Толстой разыскал нашего земляка и пригласил его к себе в Ясную Поляну. Это был Прокопий Сокольников. После разговора с писателем первый профессиональный врач из якутов лично сопровождал духоборов до Амги, где духоборы основали селения Нотора и Отрадное. Сокольников регулярно посылал Толстому подробные отчеты, а Ивану Попову – статьи в «Восточное обозрение».
«Мы скопские, мы прорвемся»
Секта скопцов возникла в России в конце 18 века. Основа их вероучения – утверждение, что единственное условие «спасения» души – «борьба с плотью» путем оскопления. Оно воспринимается как «огненное крещение», принятие чистоты. После оскопления человек принимает «ангелоподобный вид». По их убеждению только при помощи оскопления можно сохранить себя от «лепости» и достигнуть полной чистоты.
Первая партия ссыльных скопцов в количестве 319 человек прибыла в Якутск в 1860 году. Сначала их селили небольшими группами по 10-15 человек среди якутов. Но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском – Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском – Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское.
Из религиозных сектантов скопцы в Якутии были самыми многочисленными. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: «Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей».
Два перста раскольников
Старообрядцы – религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 века в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян»» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов, например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения».
Профессор Федот Сафронов в своей книге «Русские крестьяне в Якутии (XVII - начало XX в.)» по нашей теме сообщает, что одним из первых ссыльных за неверность православной церкви был сосланный в 1660 году в Якутск ключарь московского Успенского собора Иванов. В архивных документах можно получить сведения и о том, что в 1685 году в «якуцком церковном раскопе сожжен» ссыльный Онашка Максимов.
В связи с устройством почтового сообщения между Якутском и Аяном из Иркутской губернии и Забайкальской области в 1852 году перевели старообрядцев – 323 мужчин, 266 женщин из 102 семейств. Они образовали 26 населенных пунктов от Усть-Маи до Аяна с разделением на три общества – Усть-Майское, Амгинское и Нельканское. Старообрядцы основали и село Павловск в Восточно-Кангаласском улусе. Из них выделился впоследствии состоятельный предприниматель, купец I гильдии Петр Кушнарев.
Старообрядцы отличались трудолюбием и «трезвым поведением». Они занимались хлебопашеством, огородничеством, снабжая своей продукцией население Якутска и близлежащих сел. Одним из первых русских писателей, посетивших Якутию, был Иван Александрович Гончаров. С 1852 по 1854 год он участвовал в качестве секретаря адмирала Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Выйдя из Кронштадта, моряки побывали в Англии, Африке, странах Юго-Восточной Азии, Китае и Японии. В феврале 1855 года Гончаров вернулся в Петербург сухопутным путем, миновав Якутию. Свои впечатления он затем опубликовал в цикле очерков «Фрегат «Паллада», где с большим художественным мастерством изобразил природу, психологию, быт и нравы местных жителей. В частности, он пишет: «Из русских здесь все старообрядцы, в поселениях на реке Мае, Алдане: не веришь, что едешь по Якутской области, куда, бывало, ворон костей не занашивал, – так оживлены поля хлебами, ячменем…».
* * *
В якутской ссылке были последователи и других вышедших из православия религиозных сект: молокане, иконоборцы, хлысты. Малочисленные, они растворились в общей массе. Если же говорить о скопцах, старообрядцах, то надо воздать должное огромному терпению, упорству и колоссальной силе воли людям, сумевшим не просто выжить в суровом краю вечной мерзлоты, но и доказать, что при должном уходе северная земля способна быть щедрой на урожай…
Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru
Фото yakutskhistory.net: Община скопцов в Якутии. Начало XX века