×

«СЕО живет в ненастоящем мире». Работники inDrive жалуются на непрозрачную систему оплаты труда и токсичный менеджмент

13:07 - 28.4.2023
«СЕО живет в ненастоящем мире». Работники inDrive жалуются на непрозрачную систему оплаты труда и токсичный менеджмент

Юрист компании inDrive Светлана Самойлова создала тг-канал, чтобы обезопасить себя при увольнении с работы и защитить интересы коллег. Причинами ухода из компании она назвала дискриминацию по заработной плате, неэтичное поведение и возможные противозаконные действия, которые допускает компания, и токсичный менеджмент. Автор канала привела пример того, как сотрудницу из московского офиса inDrive при увольнении заперли в кабинете и прессовали, пока она не подписала некое соглашение. Посты получили отклик у коллег, они присылают сообщения о несправедливом обращении с ними, хамском и токсичном поведении непосредственных начальников.

Все началось, когда в октябре 2021 года владелец inDrive Арсен Томский объявил о намерении выровнять зарплаты сотрудников якутских и московских офисов. Юрист Света Самойлова пишет, что даже не догадывалась о существовании разницы. После заявления СЕО она изучила список вакансий компании и выяснила, что юриста в Москве компания нанимает на оплату 120 тысяч рублей в месяц. В Якутске сотрудник с таким же функционалом получал 60 тысяч рублей.

Через год Самойлова узнала, что компания приглашает на работу юриста младшей должности и предлагает зарплату выше, чем у нее. Этому факту возмутились и ее коллеги. Светлана решила повлиять на ситуацию и написала письмо руководству, в том числе C-level (руководитель высшего звена). — Мое обращение поддержали выходцы из якутского офиса и только один коллега из московского офиса. О чем это говорит? — пишет юрист.

На следующий день руководство побеседовало с сотрудниками и объявило о повышении зарплаты. Решение было подано как давно запланированное. Инициатива не осталась без внимания — в отношении Самойловой начался прессинг, который вылился в публичное заявление руководства о том, что «неэффективных будут заменять на эффективных».

— С тех пор я постоянно сталкиваюсь с прессингом, моббингом, газлайтингом со стороны VP и своего тимлида, — пишет сотрудница inDrive и добавляет, что обращения по этому поводу к топ-менеджменту результата не дали. Также было проигнорировано ее сообщение руководству о неэтичном поведении и возможных противозаконных действиях со стороны компании с предложением решений проблемы.

На посты Самойловой отреагировали другие сотрудники inDrive.

— Мы не знакомы лично, но у нас в департаменте аналогичная ситуация. В прошлом году осенью мы разговаривали один на один с нашим хедом по поводу зарплатных вилок и разницы в зарплатах коллег из московского офиса и якутского. На что он ответил, «чтобы я не слышал ничего подобного про размеры зарплат, иначе будет плохо». Если сравнивать на тот момент у якутских ребят зарплата была ниже на 50-60% от зарплаты московских, — написал коллега.

— Мне очень обидно за компанию. СЕО живет в каком-то ненастоящем мире, где топит за справедливость, а у себя в компании ее не видит. Сначала была создана искусственная сегрегация между Якутском и Москвой, затем появилась «core team», в которую непонятно как было попасть и что это за избранные «золотые» люди и как проводился отбор. Затем появилась сегрегация Казахстан/Кипр, где мы сами прекрасно понимаем какие зарплаты в Казахстане и какие на Кипре. Это сегрегация ухудшается с каждым годом, причем сами руководители делят сотрудников на «ключевых» и всех остальных, — пишет еще одна сотрудница, которая уволилась в начале этого года из-за невозможности работать с C-level, который позволял себе «публичные порки», требовал быть на связи круглосуточно и без выходных, изъяснял свои мысли на матах.

— Девять человек написали о токсичных менеджерах, но отказались привести примеры, потому что по ним легко вычислить «жалобщиков». Они не уверены, что в отношении руководителей примут меры. Это говорит о зашуганности сотрудников и отсутствии эффективного механизма разрешения рабочих конфликтов, — отмечает Самойлова.

Справедливость и культура гласности в компании только декларируется, но на самом деле ее нет, делает вывод автор тг-канала.

— Я продолжу вести этот канал как минимум до завершения процесса моего увольнения в целях безопасности, так как предстоит еще сходить в офис и сдать технику. Очень не хотелось бы повторения случая с коллегой-юристом, которую заперли в кабинете и прессовали до тех пор, пока она не подписала соглашение, которое изначально не хотела подписывать. Это случилось в московском офисе, — объясняет автор причину запуска канала с остроумным названием — inDiscrimination.

Юрист подчеркивает, что она не требовала выравнивания зарплат. Ее требования заключались в прозрачности системы оплаты труда, при которой была бы зафиксирована базовая зарплата на каждой должности и возможность применять индивидуальные бонусы в зависимости от эффективности каждого сотрудника.

— После этого сообщения уверена, что компания будет транслировать, что вот мол обиженный сотрудник, которого и так хотели уволить. Думайте, что хотите, но действительно обидно осознавать, что сталкиваешься с дикриминацией и несправедливостью в компании, которая объявила своей миссией: Бросая вызов несправедливости. Люди и сообщества во всем мире должны иметь равные и справедливые возможности для развития и процветания, — заявила Светлана Самойлова.

MYTONA, другая якутская компания с мировым именем, тоже недавно попадала в публичный HR-скандал. Сначала на руководство компании анонимно пожаловались сотрудники, которые экстренно релокировались в другие страны, продав свое жилье, но с которыми позже компания расторгла трудовые отношения. Затем с публичной претензией после увольнения выступил глава нарративного отдела Сергей Гресь. Он был уволен одним днем без выплаты компенсации. Причиной увольнения, по его словам, стала шутка ее подчиненной в адрес продюсера в рабочем чате. Руководство компании решило, что тимлид оскорбила продюсера, ее начальнику было предложено перейти на позицию ниже.

После того, как руководство MYTONA узнало о планах бывшего сотрудника опубликовать видео с публичной критикой компании, ему была предложена компенсация в размере одной заработной платы. От нее Гресь отказался.

Причиной появления двухчасового видео Гресь назвал желание изменить процессы в компании. Изнутри повлиять на ситуацию в MYTONA ему не удалось, поэтому он решил вынести не устраивающие его моменты в публичное поле.

Однако многие пользователи назвали видео местью за увольнение, раскритиковали бывшего сотрудника, в том числе за неумение излагать свои мысли.

Виталина Коренева, Sakhaday.ru