×

В Госкомцен Якутии ответили на резолюцию митинга против повышения тарифов на ЖКХ

11:12 - 14.6.2018
В Госкомцен Якутии ответили на резолюцию митинга против повышения тарифов на ЖКХ

На вчерашнем митинге была принята резолюция. Она сейчас активно распространяется в Сети. В Госкомцен Якутии прокомментировали некоторые положения резолюции, которую активно подписывали граждане.

ОТВЕТ Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на РЕЗОЛЮЦИЮ общегражданского митинга против повышения тарифов на  ЖКХ и энергоносители в Республике Саха (Якутия) с 1 июля 2018 года

МИТИНГ: Якутия является регионом с самыми высокими тарифами на электричество, тепло, природный газ, бензин и коммунальные услуги в России, несмотря на то, что все виды энергоресурсов добываются в самом регионе.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Тарифы на коммунальные услуги для населения не являются самыми высокими в стране. Например, средние тарифы на электроэнергию сопоставимы со средними по России и даже ниже, чем в отдельных субъектах Дальнего Востока. Тарифы на отопление только в четырех субъектах России ниже, чем в республике; тариф на отопление в Якутии ниже среднероссиского на 35%. Но за счет объема потребления среднемесячный платеж сопоставим  со среднероссийским уровнем. Тариф на горячее водоснабжение ниже, чем во всех субъектах Дальнего Востока, а также в некоторых центральных регионах страны (Москва, Тюменская область, Татарстан). Тариф на холодное водоснабжение ниже, чем в Камчатском крае, в Чукотском АО, Ханты-Мансийском АО, сопоставимы с тарифами в Хабаровском крае и Тюменском области. Тарифы на водоотведение ниже, чем в Ханты-Мансийском АО, Магаданской области, Камчатском крае, сопоставимы с тарифами в Хабаровском крае, Амурской, Тюменской и Архангельской областях.

МИТИНГ: При этом, жители республики вынуждены платить по таким высоким тарифам не 3 – 4 месяца в году, а все 8 – 9 месяцев длительного отопительного сезона в самых суровых климатических условиях на Земле. Низкая продолжительность светового дня в зимние месяцы, а в северных районах наступление Полярной ночи, обуславливают высокое потребление электроэнергии населением, школами, больницами и другими учреждениями, предприятиями. Реальная средняя заработная плата без учета доходов топ менеджеров крупных компаний и высокопоставленных чиновников по Республике Саха (Якутия) около 25 – 30 тысяч рублей, продукты питания в среднем дороже в 1,5 – 2 раза по сравнению с центральной Россией и многие другие потребности обходятся для якутян значительно дороже, отсюда ясно что тарифы на ЖКХ и энергоресурсы становятся неподъемными для жителей региона.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Что касается платежей за ЖКХ, что его размер в Якутии самый низкий на Дальнем Востоке (после Приморского края) и один из самых низких в стране. Так, например, семья из 3 человек, проживающая в благоустроенной квартире площадью 63 кв.м., в среднем в месяц платит за услуги ЖКХ 9 298 рублей, такая же семья, проживающая в Москве, платит 10 500 рублей, в Хабаровском крае – 12 925 рублей, в Магаданской области – 14 534 рублей, Камчатском крае – 22 997 рублей.

Кроме того, если оценить уровень затрат на ЖКХ в совокупном доходе семьи, то в республике в среднем эта доля составляет 7%, в Москве – 6%, в субъектах Дальнего Востока – от 7 до 17%.

Кроме того, в сфере ЖКХ если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает 15% от совокупного дохода семьи, то Вы имеете право на получение субсидии. Также, отдельные категории граждан (одиноко и отдельно проживающие неработающие пенсионеры и граждане Якутии, имеющие 5 и более несовершеннолетних детей, включая студентов-очников в возрасте до 23 лет) имеют возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере от 0 до 15% в зависимости от дохода семьи. В каждом конкретном случае расчет субсидии производится индивидуально.

В остальных субъектах Дальнего Востока эта граница составляет от 15 до 22%, т.е. только те граждане, у которых платеж ЖКХ составляет 1/5 часть от дохода имеют право на субсидию. В республике обхват семей, имеющих право на такую субсидию больше.

Что касается стоимости продуктов питания, то по данным Росстата набор продуктов питания из 12 наименований (говядина, куры, гречка, растительное масло, молоко, сахар, хлеб пшеничный и ржаной, чай, яйцо, яблоки, картофель) в Якутии стоит 2 335 рублей. Такой же набор продуктов в Москве стоит 2 350 рублей, в Санкт-Петербурге – 1 950 рублей, в Хабаровском крае 2 099 рублей,  Архангельской области – 2 144 рубля, Мурманской области – 2 067 рублей, Камчатском крае – 2 569 рублей, Магаданской области – 2 403 рубля, Сахалинской области – 2 161 рубль, Чукотском АО – 3 723 рубля.

МИТИНГ: Мы, участники митинга, от лица жителей Республика Саха (Якутия), выступающих против роста тарифов с 1 июля 2018 г. выражаем общее мнение и требуем от органов государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):

Провести проверку обоснованности и законности утверждения столь высоких тарифов на энергоносители и возможности их понижения.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Ежегодно все утвержденные тарифы проходят проверку Прокуратуры РФ. Кроме того, по всем принятым тарифам направляется развернутая отчетность в информационной системе ФАС России. Проверку осуществляет и Счетная Палата. Активно работает Общественный Совет при Госкомцен РС(Я), на котором рассматриваются не только проекты тарифных решений с расшифровкой всех затрат, но и фактические расходы предприятий по использованию средств в тарифах. Тем не менее, Госкомцен РС(Я) готов представить все необходимые данные для проверок.

МИТИНГ: Проверить деятельность естественных монополий на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, и при обнаружении нарушений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 № 354 привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения ответственных лиц.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Контроль над соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Управление ФАС РФ по Республике Саха (Якутия), то есть это является федеральным полномочием. А контроль над соблюдением правил предоставления коммунальных услуг осуществляет Управление государственного строительного и жилищного надзора РС(Я). Все контролирующие органы работают только по жалобам граждан, поэтому в эти органы необходимо обратиться с конкретной жалобой на конкретное предприятие на нарушение законодательства от имени гражданина.

МИТИНГ: В частности проверить на обоснованность тарифов компании «Сахатранснефтегаз» на транспортировку газа и компанию «ЯТЭК» на добычу газа. Тариф компании «Сахатранснефтегаз» составляет основную часть тарифа на газ – 8 491,70 рублей для газовых плит и 5 055,90 рублей на отопление, тариф компании ЯТЭК на добычу газа – 1 919 рублей. В Республике Саха (Якутия) добываются все виды энергоресурсов, то по какой причине газ стоит так дорого, почему его транспортировка столь дорога? Например, протяженность газопровода от Ямало-Ненецкого АО до г.Минска составляет свыше двух тысяч километров, в то же время расстояние от места добычи якутского газа – поселка Кызыл-Сыр до Якутска – около 500 километров, при этом розничная цена на газ в Белорусии дешевле чем в Республике Саха (Якутия).

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Конечная цена на газ для населения республики состоит из цены добычи (1 750,81 руб./1000 куб.м.), цены транспортировки по магистральным газопроводам (1 334,92 руб./1000 куб.м.), цены транспортировки по газораспределительным сетям, т.е. по сетям внутри населенных пунктов (1 000,27 руб./1000 куб.м.) и платы за снабженческо-сбытовые услуги (54,99 руб./1000 куб.м.). Таким образом, конечная цена на газ для населения составляет 4 140,99 руб./1000 куб.м., с НДС – 4 886,37 руб./1000 куб.м.

Далее, в соответствии с методическими указаниями, из данной отпускной цены Госкомцен РС(Я) рассчитываются розничные цены для населения с применением коэффициентов дифференциации по направлениям использования газа: на приготовление пищи, на отопление жилого помещения. Для населения республики цена на газ составляет от 4 187 руб./ 1000 куб.м. (отопление в сельской местности) до 8 832 руб./1000 куб.м.                   (пищеприготовление в городской местности). При этом, с учетом нормативов потребления газа на пищеприготовление плата за газ в месяц с 1 человека составляет максимум 50 рублей.

Высокий тариф на транспортировку газа на 1 м3 газ по сравнению с другими регионами прежде всего связан с географическими особенностями Республики Саха (Якутия), по причине которых республика с точки зрения ценообразования имеет массу удорожающих факторов по сравнению с другими регионами.

Во-первых, огромная территория. В настоящее время общая протяженность обслуживаемых газопроводов составляла 6 486 км, в том числе магистрального газопровода – 2 606 км, внутрипоселковых и межпоселковых газопроводов  3 880 км. Так же согласно технологическому регламенту содержание данных газопроводов требует также строительство и содержание газораспределительных и радиолинейных станций, опорных пунктов, производственных баз и газораспределительных пунктов на протяжении всех газопроводов.

Во-вторых, отдаленность населенных пунктов друг от друга и их низконаселенность. В связи с этим газификация большинства населенных пунктов носит социальный характер.

При всем этом, затраты АО «Сахатранснефтегаз» на обслуживание 1 км данных сетей, с учетом объемов реализации, по сравнению с АО «Норильскгазпром» ниже в 2 раза, в 13 раз ниже чем АО «Газпром газораспределение Север» по Ханты-Мансийскому Автономному округу, в 19 раз ниже чем по Ямало-Ненецкому Автономному округу и АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».

Если говорить о сравнении цен на газ с другими государствами, то по данным РИА Рейтинг средняя цена на газ в 2017 году в Белоруссии составляла 6,7 руб./куб.м., в то время как в Якутии – 4,9 руб./куб.м. В той же Белоруссии цена газа на пищеприготовление достигает 12 руб./куб.м. Во всех остальных странах средние цены на газ для населения составляют от 14 до 74 руб./куб.м. Это официальная статистика размещена на сайте одного из крупнейших информационных агентств РИА Рейтинг.

МИТИНГ: Провести официальную проверку компании ЯТЭК на возврат средств населению (с учетом инфляционных издержек), полученных путем установления в 2008 – 2010 гг. инвестиционной надбавки на природный газ в размере 670 млн рублей по оценкам Счетной палаты РС(Я). В случае выявлении факта хищения средств жителей РС(Я) возбудить уголовное дело.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Проверка Компании ЯТЭК на целевое использование средств инвестиционных вложений за 2009-2011гг была проведена Счетной Палатой РС(Я), решение которой было утверждено Коллегией Счетной Палаты РФ. Сумма недоосвоения средств составила 665,9млн.рублей. На основании рекомендаций  Счетной Палаты РФ ФСТ РФ  при формировании цены на добычу ОАО «ЯТЭК» на 2013 год было снято  неосвоение инвестиционной программы за 2009-2011 годы в размере 114,0 млн. руб., на 2014 год – 309,1 млн. руб. Итого снято с тарифа 423,1 млн. руб.

Остаток суммы в размере 242,8 млн. руб. было зачтено в 2015 году с учетом  переосвоения капитальных вложений за счет собственных средств.

МИТИНГ: Отменить все решения органов власти Республики Саха (Якутия) по повышению тарифов на электричество, тепло, природный газ, бензин и коммунальные услуги с 1 июля 2018 года.

 ГОСКОМЦЕН РС(Я): При неповышении тарифов с июля 2018 года необходимо будет изыскать дополнительные средства из бюджета республики в размере около 630 млн.рублей, так как потребуется дополнительная компенсация предприятиям выпадающих доходов от размера экономически обоснованных тарифов. При этом надо учитывать, что только в Республике Саха (Якутия) ежегодно выделяются огромные средства из бюджета (на 2018год требуется около 23 млрд.рублей) на снижение тарифов на коммунальные услуги для населения (на разницу между экономически обоснованными и льготными тарифами для населения). По данной статье расходов бюджета на 2018 год имеется дефицит средств. Возникновение дополнительного дефицита средств в размере 630 млн. рублей приведет к катастрофическим последствиям в жизнедеятельности всей отрасли, в вопросах обеспечения своевременной подготовки к зиме и завоза топливных ресурсов.

МИТИНГ: Ввести контроль и снизить зарплаты, премии и прочие выплаты топ-менеджерам государственных компаний, занимающихся добычей и транспортировкой энергоресурсов, запретить неоправданные расходы компаний на различные мероприятия, приобретение дорогостоящих товаров, не относящихся к производственным нуждам, ввести жесткий контроль над расходами компаний в целях снижения себестоимости услуг компаний, провести проверку на прозрачность и полноту финансовых отчетностей компаний.

 ГОСКОМЦЕН РС(Я): Фактическая заработная плата топ-менеджеров, расходы на различные непроизводственные мероприятия, спонсорство, приобретение товаров, не относящихся к производственной деятельности не включаются в расчет тарифов. Заработная плата персонала принимается по отраслевым тарифным соглашениям. Фактически предприятия могут заниматься другими нерегулируемыми видами деятельности, затраты по которым также не учитываются в тарифах, иметь дополнительные доходы, экономить свои затраты. Прозрачность и полнота финансовых отчетов достигается через соблюдение установленных стандартов раскрытия информации, в которых предприятия обязаны раскрывать и составляющие тарифных затрат на своих сайтах и на сайте Госкомцен. За несоблюдение этих стандартов Госкомцен применяет меры административного воздействия, установленные в КОАП. Кроме того, ежегодно на заседаниях Общественного Совета рассматриваются вопросы достаточности тарифных затрат по данным бухгалтерской отчетности. Такая же отчетность предоставляется всеми предприятиями каждый год при регулировании тарифов.

МИТИНГ: Проверить деятельность АО «Саханефтегазсбыт» на состав коррупции, которое являясь убыточной госкомпанией получает за счет налогоплательщиков огромные субсидии и при этом имеет нецелевые расходы, покрывая их путем необоснованного повышения тарифов на ГСМ.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Якутия одна из немногих регионов, которые воспользовались правом регулирования снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера (эти надбавки обеспечивают содержание нефтебаз и АЗС). Это позволяет в целом следить за правильностью формирования цен на ГСМ.

Структура цен на нефтепродукты выглядит следующим образом: цена закупа нефтепродуктов у заводов-производителей (примерно 68%), затраты по доставке нефтепродуктов (примерно 11%), проценты по кредитам на досрочный завоз нефтепродуктов (примерно 12%), затраты на содержание нефтебаз и АЗС (примерно 9%).

Правительством республики принимаются все возможные меры для сдерживания цен на нефтепродукты.

Например, в существующих реалиях самым эффективным методом сдерживания цен является возможность заключения договоров на закуп бензина непосредственно у заводов-производителей, что весьма непросто. Однако Правительству Якутии удалось добиться такого соглашения для основного оператора нефтепродуктов АО «Саханефтегазсбыт» с ПАО «НК «Роснефть» для нужд республики. Таким образом, нефтепродукты закупаются у завода без участия различных посредников, которые раньше при перепродаже нефтепродуктов добавляли к стоимости свои проценты. В 2017 году цены повысились только на 2% один раз в феврале. Но в данное время наблюдается рост цен по всей России. Так, цены  поставщиков для республики увеличились на 24%. В связи с этим основной поставщик АО «Саханефтегазсбыт» был вынужден  с 04.06.12018 года поднять цены на 3,6%, что не покрывает фактические затраты.

МИТИНГ: Требуем не повышать стоимость проезда в автобусах г.Якутска.

ГОСКОМЦЕН РС(Я): Тарифы на проезд в общественном транспорте устанавливаются мэрией г.Якутска.

В целях обеспечения доступности транспортного обслуживания населения с 1 декабря 2016 года в г. Якутске внедрена дифференцированная система оплаты проезда в автобусах: наличный расчет и безналичный расчет по картам (социальная, школьника, проездная карта с лимитом поездок). Так как при наличном расчете отсутствуют какие-либо подтверждающие документы (чеки, квитанции об оплате), то затруднительно обеспечить прозрачность финансовых потоков. При безналичной форме оплаты проезда имеется четкая информация о количестве пассажиров и объеме полученных финансовых средств. Еще с 2016 года проезд за безналичный расчет обходится дешевле, чем за наличный расчет. Поэтому граждане выбирают безналичный способ оплаты.

По итогам проведенного анализа удельный вес пассажиров, использующих наличный способ оплаты, сократился с 77% от общего количества пассажиропотока в 2015 году до 48,7% по итогам 2017 года.

В 2018 году внедряются новые системы оплаты проезда в общественном транспорте: оплата проезда с помощью QR-кода, посредством банковских карт с системой PayPass и PayWave, а также с помощью телефона с функцией NFC. Новинкой является выпуск карты «Спутник» (электронный кошелек), позволяющая пополнять баланс посредством мобильного приложения.

Поскольку основной целью дифференциации тарифов на проезд в общественном транспорте является привлечение граждан именно к безналичному способу оплаты, то тариф при наличном расчете увеличился более значительными темпами, чем тариф по безналичному расчету. При этом, стоимость проезда по школьной карте сохранена на прежнем уровне.

Пресс-служба Госкомцен РС(Я)