В Якутии сохранились трибуны, с которых выступал Ойунский
![В Якутии сохранились трибуны, с которых выступал Ойунский](/wp-content/uploads/2023/06/cLn3oFVh4F.jpg)
Удивительно, но в республике сохранились трибуны, с которых выступал сам Платон Ойунский, один из основателей ЯАССР, ученый-филолог, основоположник якутской литературы. Деревянные трибуны, построенные в конце 1930-х годов специально к приезду Ойунского, сохранились до наших дней. Сколько их – об этом в материале рубрики «История».
Трибуну Ойунского в Черкехе построили в 1924 году
На сегодняшний день известно о шести трибунах, построенных в улусах Якутии в разные годы. И вряд ли количество деревянных сооружений изменится – в 1938 году Ойунский был репрессирован и умер в тюремной больнице г.Якутска.
Наиболее известная из трибун сейчас находится в Намцах. Ее построили в 1937 году в год 15-летия основания Якутской АССР. Тогда в июне, в день национального праздника Ысыах с нее выступил Платон Алексеевич Ойунский. В 1937-м он - директор созданного им Института языка и литературы при Совнаркоме ЯАССР.
![](/wp-content/uploads/2023/06/CiEKngJVNq.jpg)
Трибуна в Намцах. Фото конца 1950-х годов
Спустя 85 лет, трибуну Ойунского в Намцах вновь отреставрировали в год 100-летия ЯАССР.
![](/wp-content/uploads/2023/06/oAuT08DJzi.jpg)
И после реставрации, 2022 год
А самая старая трибуна, с которой выступал Ойунский, была построена в 1924 году в Черкехе. Но она не сохранилась. Ее можно увидеть только на картине одного якутского художника. Об этом подробнее ниже.
![](/wp-content/uploads/2023/06/pI2NzYMM7m.jpg)
Та же трибуна, фото наших дней
«Сохранилась надпись от строителей 1936 года»
Рассказывает научный сотрудник Литературного музея им. П.А.Ойунского Ефросинья Ноговицына:
«Каждый год в ноябре, мы отмечаем день рождения Платона Алексеевича Ойунского. В 2020 году Литературный музея провел фотоконкурс для школьников «Память народная». На конкурс свои работы присылали и взрослые. Так, свою работу прислал Николай Николаевич Пономарев из Чурапчинского улуса. В ней он рассказал и описал восстановление деревянной трибуны Ойунского в местности «Сантараат» Чурапчинского улуса. Эту трибуну построили в 1936 году.
![](/wp-content/uploads/2023/06/j3jK3Nhq54.jpg)
Деревянная трибуна в Чурапчинском улусе до реставрации, 2020 год
На одной из досок чудом сохранилась дата: 23 июня 1936 год. Ее оставили, вырезали на дереве те, кто строил трибуну.
![](/wp-content/uploads/2023/06/My5QCB94Lu.jpg)
Надпись жителей Чурапчи на трибуне 1936 года. Для четкости надпись обвели цветным фломастером в наши дни
![](/wp-content/uploads/2023/06/5b1H6Mfqt9.jpg)
После восстановления, 2020 год
Что примечательно – работы по восстановлению провели родственники Николая Пономарева своими силами и на свои деньги. Увлекшись, Николай Николаевич провел свою исследовательскую работу – сколько трибун было построено в улусах для выступлений Ойунского перед народом».
Для этого он специально съездил в Таттинский улус, на родину Платона Алексеевича Ойунского, - продолжает научный сотрудник Литературного музея им. Ойунского.
Там, в местности «Тохтобул» и «Саппыйа» Николай Пономарев сделал фотографии сохранившихся деревянных трибун, специально построенных к приезду Ойунского в родной Таттинский улус.
«Еще одну трибуну, мы можем видеть на картине художника Федора Жегусова. Ее построили в 1924 году в Черкехе по случаю приезда Ойунского как раз в дни ысыаха. Но, к сожалению, деревянная трибуна не сохранилась. Зато чудом сохранились деревянные сэргэ, установленные рядом с трибуной в том же 1924 году. Кстати, сэргэ и трибуну тоже можно видеть на картине Жегусова».
Сэргэ или якутские коновязи сохранились благодаря директору музея в Черкехе Людмиле Николаевне Григорьевой, заведующей Музеем политической ссылки в Черкехе. Sakhaday писал об этом.
Еще одна трибуна сохранилась в селе Чаран Усть-Алданского улуса.
«Здесь известна точная дата , когда и к какому событию ее построили: 10-12 сентября 1936 года. Отмечу, что в те годы шла работа по разъяснению населению проекта новой конституции, «сталинской», как ее назвали потом. Ойунский приезжал в Усть-Алданский улус, как раз для ведения разъяснительной работы. В Чаране Усть-Алданского улуса очень чтят и берегут это место. Трибуна там сохранена», - рассказала Sakhaday Ефросинья Ноговицына.
Шестая по счету трибуна, с которой выступал Платон Ойунский, стоит в Намцах. О ней вы уже знаете, с нее мы и начали этот материал.
О чем спорят краеведы
Мы отметили, что трибун Ойунского шесть, в основном, в центральных улусах Якутии – в Черкехе, в местности «Тохтобул» и «Саппыйа», в селе Чаран Усть-Алданского и в Намцах. Всего 5 деревянных трибун. Но вот в Чурапчинском улусе, в сайылыке «Сантараат» вблизи села Сылан, Ойунский не был.
Ефросинья Ноговицына, научный сотрудник Литературного музея имени П.А.Ойунского: «Возможно, что жители Чурапчинского улуса думали, что Ойунский заедет к ним на обратной дороге из Татты и построили трибуну для выступления около села Сылан. Но Ойунский не был там. Об этом было бы известно из газетных публикаций 1936 года, но их нет. А в сентябре того же года Ойунский побывал в Усть-Алданском улусе, в селе Чаран».
Фото предоставлены Е.Ноговицыной; из открытых источников.
Фото Выступление Ойунского в Усть-Алданском улусе, 1936 год