В Якутии затруднена переправа через реку Лена
Несмотря на то, что на переправе Якутск – п.Нижний Бестях работает 9 паромов, проблема очередей из желающих перебраться на другой берег реки Лены остается актуальной.
В последние годы наблюдается интенсивное переформирование русла реки Лены в районе Якутского водно-транспортного узла, где проходят две протоки, разделенные островом Пономарев: Адамовская (в районе которой находятся подход к Якутскому речному порту, Якутский водозабор) и Буорыларская (проходящая вдоль правого берега реки Лены в районе поселка Нижний Бестях).
В результате основное русло реки Лены уходит к правому берегу, в связи с чем изменен судовой ход, а это приводит к увеличению протяженности пути следования судов по маршруту «Якутск – Нижний Бестях».
Кроме того, в последние годы заметно выросли потоки пассажиров и грузов в обоих направлениях в связи с улучшением дорожных условий, а также снижением грузопотоков на паромной переправе Качикатцы – Мохсоголлох.
Для решения проблемы судоходства Правительством Республики Саха (Якутия) в 2015-2016 годах разработана научно-исследовательская работа «Комплексные русловые исследования р. Лены на участке Якутского водного и транспортного узла (от мыса Табага до мыса Кангалассы) с целью обеспечения судоходства и безопасного функционирования объектов жизнеобеспечения г.Якутска и прилегающих территорий с учетом техногенных воздействий при развитии промышленности, коммунального хозяйства и путей сообщения» с привлечением сотрудников Научно-исследовательской лаборатории эррозии почв и русловых процессов им. Н.И. Маккавеева Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Академии наук Республики Саха (Якутия).
Рекомендации научно-исследовательской работы направлены в адрес Федерального агентства водных ресурсов для совместного решения. Реализация мероприятий потребует комплексного подхода к управлению русловыми процессами, разработку системы взаимосвязанных по своему воздействию на русло и обратному воздействию мероприятий на русловые процессы с учетом требований и задач, стоящих перед различными водопользователями.
Чтобы урегулировать грузопоток через Лену, Минтранспорта и Минсвязи республики совместно с перевозчиками прорабатывают вопросы внедрения информационной системы для автоматизации учета автопотока и пассажиров на переправах. В частности, предполагается раннее бронирование и онлайн-продажи билетов, а также отслеживание прихода (отхода) паромов через мобильные устройства.
В настоящее время разработчиками совместно с перевозчиками ведется работа по мониторингу проблемных вопросов и разработке предложений для внедрения информационной системы.