Владимир Путин поручил построить Ленский мост до 2028 года в Якутии
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития дальневосточных городов, говорится на официальном сайте главы государства. На этом совещании, состоявшемся 5 сентября, речь, в том числе, шла о строительстве Ленского моста. В новом документе президент поручил до марта следующего года правительству РФ принять решение, обеспечивающее завершение строительства моста до 2028 года.
— С учетом ранее данных поручений при участии органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) принять решения, обеспечивающие завершение до 2028 года строительства автодорожного мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска, — говорится в документе.
Правительству РФ необходимо отчитаться о принятом решении до 1 марта 2024 года. При этом Ленский мост не попал в госпрограмму по строительству с обязательным финансированием из федерального бюджета до 2027 года.
На сентябрьском совещании по развитию дальневосточных городов Владимир Путин заявил, что предстоит построить мост в районе Якутска. Мы давно об этом говорим, отметил глава государства.
Действительно, Якутия заявляет о необходимости строительства Ленского моста около 20 лет. Проект республика презентует на каждом Восточном экономическом форуме. В 2017 году проект предварительно был оценен в 55-64 млрд рублей. Строительство моста через реку Лену планируется завершить к 2022 году — 100-летнему юбилею Якутской АССР, говорили тогда республиканские власти.
Юбилей республика отметила, а планы по строительству моста пока не получили финансовой поддержки в федцентре. Несмотря на отсутствие гарантий о выделении средств из федерального бюджета, в феврале 2020 года Якутия подписала концессионное соглашение с ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в группу ВИС) о подготовке и строительстве Ленского моста. По нему в течение трех лет, с 2021 по 2023 годы, из Дорожного фонда республики будет направлено 4,5 млрд рублей.
В рамках этого договора разрабатывается проект моста, который, по сообщениям республиканских властей, в июне этого года был направлен на утверждение в Главгосэкспертизу. О результатах экспертизы правительство региона пока не сообщало.
Помимо расходов по концессионному соглашению, республика тратится на содержание Дирекции по строительству Ленского моста. В прошлом году, например, на финансирование деятельности этого ведомства было направлено 44,7 млн, а на исполнение обязательств концедента — 763,8 млн рублей.
Руководство республики добивается того, чтобы половину затрат на строительство Ленского моста нес федцентр. Однако к окончательному соглашению стороны не пришли. Основное препятствие в этом заключается в стоимости инфраструктурного проекта, экономическую выгоду которого федеральное правительство требует доказать.
Стоимость проекта строительства Ленского моста менялась несколько раз с момента заключения концессионного соглашения между правительством Якутии и группой ВИС с участием «Ростеха» в 2020 году. Сначала возведение моста оценивалось в 83,4 млрд, затем проект снизился до 68,5 млрд после поручения федцентра пересмотреть его оценку. В прошлом году стоимость строительства Ленского моста снова повысилась до 176 млрд рублей. Как указали ВИС и республиканские власти, это было связано со строительством эстакады для въезда на мост с правого берега Лены. Проект с таким бюджетом подвергся замечаниям на научно-техническом совете Росавтодора. Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил снизить его стоимость.
Этим летом стоимость проекта была пересмотрена в который раз и снижена на 46 млрд до 130 млрд рублей. — Мы, во-первых, пересмотрели все решения, связанные с подъездными путями. То есть там были, как мы потом уже в ходе работы выяснили, все-таки завышенные оценки по насыпям, по ширине и так далее, — прокомментировал решение глава Якутии Айсен Николаев. По его словам, из проекта убрали «различные излишества».
— Проблема Ленского моста в том, что «телегу поставили впереди лошади». Республика поторопилась с проектом и практически самостоятельно определила параметры финансирования и т.д., и подписала соглашение с ВИС, и приступила к подготовке строительства моста без согласования и проработки проекта с ключевыми федеральными министерствами. Из-за этого федеральные структуры были поставлены в неудобную позицию, из которой очевидно не имеют представления как выходить, — комментировал Sakhaday эксперт Сергей Витте.
При этом тема моста всплывает в инфопространстве перед какими-либо значимыми событиями. Этой осенью о Ленском мосте вспомнили накануне сентябрьских выборов. В марте 2024 года страна будет выбирать президента. Не исключено, что республиканские власти, отвечающие за результаты выборов, будут чаще напоминать о Ленском мосте.