Выдумка или реальный случай? Смерть якутских комсомольцев от трехногого стола
В Якутии с 7 по 19 января проходят Дни Танха, когда с помощью гаданий можно заглянуть в будущее. Существует немало исключительно якутских гаданий. Одним из них является «гнать стол», о котором и решил написать корреспондент Sakhaday.
Однажды поздней якутской осенью молодая компания заглянула в пустующий посреди аласа летний балаган. Он стоял у дороги, вот ребята и облюбовали его, чтобы «погонять стол» (у якутов есть вид гадания на якутском трехногом столе). Часть ребят хотела погадать только из озорства, и чтобы развенчать пустые суеверные страхи. Они считали, что все это глупости.
Стол, это ты?
- Мы же комсомольцы и должны проявить сознательность в деле развенчания суеверий, - заявил один из самых бравых.
Другие, хоть и были комсомольцами, боялись гонять стол, считая это большим грехом, сопровожденный большой опасностью, как рассказывали старики. Все же большинство ребят было только «за» гадание на столе. Остальным не оставалось, как покорно поплестись за ними.
Внутри балагана обстановка была простая, непритязательная. Стоял стол – пустой круглый деревянный стол, сделанный по-старинному, без единого гвоздя. В Якутии якутские столы делались на трех резных ножках, и ножки эти украшались в виде конских копыт.
Молодежь, встав вокруг стола и вспомнив страшные рассказы стариков, стала повторять как заклинание:
- Стол, пробудись! Если ты будешь говорить с нами, то топни два раза, если нет, то один раз. Голоса тех, кто был «против» гадания, тоже присоединись к общему хору.
Вдруг стол закачался и послышалось двойное постукивание. Ребята подумали, что это шутит заводила.
- Не я! Стол, скажи, что это ты топаешь – топни два раза! - почти прокричал он. Стол исполнил его желание – топнул дважды.
- Стол! Правда, что ты сам топаешь? – спрашивали ребята, убирая ладони от него. Они увидели, как стол немного покачиваясь, действительно бьет ножками-копытами о земляной пол, и никто не подталкивал его снизу, и никто не топает сам, да и все были в унтах с войлочной подошвой.
Гадание продолжалось. Отвечая на вопросы ребят, стол покачиваясь передвигался по замороженному дому и молодежь вместе с ним. Сыпались всевозможные вопросы. Постепенно азарт нарастал, и стол уже не топал, а скакал, чуть ли не галопом. У ребят даже закружилась голова. Первыми такое странное поведение стола заметили скромные девушки, которые изначально были против гадания.
- Осторожно, ноги оттопчете! – предупредили они.
- Э, что-то стол слишком разошелся. Давайте его остановим, - предложили ребята, но никто не знал как. В это время стол уже перестал отвечать на вопросы – он просто скакал по дому, подпрыгивая так, что ребята вцепились за края столешницы и старались быстро убрать ноги, чтобы не оттоптали деревяшки. Некоторые девушки заплакали от страха и выбежали из грохочущего дома. Другие тоже поддались панике и последовали за ними. Поскольку никто не знал, как остановить разбушевавшийся стол, они решили отпустить руки и отбежать в сторону, но их руки оказались прилипшими. Наконец, молодежь испугалась. Некоторым удалось разжать руки от стола и выбежать из балагана, перепрыгивая высокий порог.
Дом почти опустел. За столешницу еще держались парень с девушкой. Они скакали вместе со столом, не в силах оторвать от него руки, с ужасом смотря друг на друга выпученными глазами. Они кричали, но это только ускорило побег ребят. Никто не отозвался им – рядом с балаганом никого уже не было.
Тем временем трехногий якутский стол, описывая круги, приближался к двери. Парень с девушкой подумали, что шанс выбраться у них еще есть. Когда стол подскочил к распахнутой двери, они бросились туда, но, столкнувшись в узком проеме, упали на порог. Барахтаясь и вопя, стали выползать на запорошенную снегом землю, но тут стол перепрыгивая через их голову, опустился на них и стал неистово топтаться. Затем он спрыгнул во двор и там развалился на части.
На следующий день взору предстала ужасная картина – во дворе, уже присыпанном снегом, валялся рассыпавшийся на доски тот самый стол. Высокий порог и распахнутую дверь подпирали два замерзших тела с перекошенными от ужаса лицами. Оказалось, стол можно было остановить, воткнув в него нож. Если стол перескочит через голову, то человек умирает на месте – судьба его кончается. Эта история рассказана в книге «Страшные истории, поведанные Ириной Михайловной Максимовой», написанной Алиной Решетниковой-Осаковской.
По ее словам, она написала рассказы, вошедшие в эту книгу, как предания, рассказанные ее бабушкой – знаменитой якутской балериной и артисткой драмы. «Эти истории, возможно, случались во время становления советской власти в Якутии и позднее. Это традиционные истории, которые в ту пору имели бытование. Все рассказы такого жанра анонимны», - рассказала Алина корреспонденту Sakhaday.
Такими вещами не шутят
Такой исход реален, ведь гадать на якутском трехногом столе – самое опасное из всех существующих гаданий и его однозначно надо запретить, считает известный экстрасенс и ясновидящий Якутии Максим Дуранов. Такими вещами не шутят. Ребята погибли из-за незнания, объясняет он.
С былых времен «гонять стол» может только очень наглый и дерзкий человек, с гипертрофированным «я», ни во что не верящий, ни в духа, ни в абаасы (злого духа). Такие люди гадают, чтобы своими глазами увидеть, что стол можно «погонять». И чтобы «это» продемонстрировать, стол двигают своей невидимой силой шаманы и удаганки! Поэтому обязательно после этого гадания случается что-то плохое, рассказывает экстрасенс.
По словам Алины Решетниковой-Осаковской, столоверчение было распространено в 1920-1940-ые годы и в якутоязычной среде считается наиболее вредной, греховной, ужасной и противной. Явление скачущего стола трактовалось народом как вселение в него духа именно из загробного мира, поскольку остановить его можно только воткнув в него нож.
Есть реальный случай, как в одной городской семье старинный якутский трехногий стол иногда ночью сам по себе стучал ножками. По словам Дуранова, это предрекает ссору, разногласия, неладное. Действительно, сына той семьи жестоко избили, и он навсегда остался инвалидом. В наши дни встречалось и такое, когда ночью на обыкновенный современный четырехногий стол «кто-то» как бы со всей силой ставил вещи. Это тоже недобрая весть, объяснил экстрасенс.
Три
Что значит якутский трехногий стол? По словам Максима Дуранова, его ноги находятся между собой в разных долях и разных высотах, поэтому он намного устойчивей. Куда бы его ни поставить, он стоит крепко, даже на кривом месте. Такой стол быстро находит баланс на любой поверхности. Вот если передвинуть четырехногий, то он может качаться, проявляя дисбаланс, объясняет экстрасенс.
«Ножки трехногого якутского стола – это «ийэ кут», «буор кут», «салгын кут», как вера, надежда, любовь и как дух, разум и тело, находящиеся в разных долях и высотах. Это и есть гармония. Дисгармония появляется, если урезать одну из ножек. Если у стола во время гадания одна из них сломается, тут беды не миновать. Поэтому «гонять стол» – самое опасное гадание, которое может быть», - сказал ясновидящий.
Не просто так
Старинные вещи, передающиеся из века в век, из поколения в поколение, имеют свою информацию, продолжает он. «Старинный якутский трехногий стол – это вам не просто так. Его с бухты-барахты не делают. Чтобы его смастерить, изготовить ножки, выбрать узор, вычисляют день, время, фазу луны – соблюдают абсолютно все. Поэтому такие вещи, как якутский трехногий стол, вечные. Его ничем не подпитывают, не наносят ни смазку, ни краску, но при этом они бывают как лакированные. Они не трескаются. Сделанный по всем традициям, такой стол способствует изобилию, на нем никогда не иссякнет еда, вокруг него не будут вестись плохие разговоры, в доме будут царить мир и согласие. В наше время их практически не делают, поскольку можно смастерить не в «то» время. Хотя встречаются изделия, но без соблюдений всех традиций, рассказывает экстрасенс.
Душа матери
По его словам, стол имеет «ийэ кут» (материнскую душу). Мама нас кормит, воспитывает, поэтому «лицо» стола, столешницу, приравнивают к матери. Потому говорят: «Не стучи по столу – значит бьешь мать по лицу». «Если у кого есть якутский трехногий стол, доставшийся от матери, предков, пусть оберегают лучше, чем свое лицо. Он может быть талисманом», - сказал в заключение Максим Дуранов.