×

Якутское отделение «ЕР» знакомится с технологиями

17:40 - 27.8.2018
Якутское отделение «ЕР» знакомится с технологиями

На прошлой неделе появились сообщения, что  проблему передвижения по Якутии обсудят на круглом столе регионального отделения «Единой России» политики и нефтяники. Основной вопрос -  использование вдольтрассовых проездов (ВТП) трубопроводной компании для коммерческого автотранспорта.

Добываемая в Сибири нефть к своим потребителям транспортируется по трубе, чаще всего лежащей в земле на глубине 2-х метров. Прокачка идет под давлением от 80 до 120 атмосфер. Как оценить эти цифры? Рассказывают, как при испытаниях уже уложенной трубы из-за брака при сварке образовался свищ. И вода (ее используют для проверки) вырвалась под давлением около 100 атмосфер, срезав деревья в округе на площади одного гектара. Очевидно, после заполнения нефтью, труба становится особо опасным объектом, к тому же напичканным высокотехнологичным оборудованием.

Вдоль трубы  для ее обслуживания, как часть технологии прокачки, в обязательном порядке строится ВТП для постоянного мониторинга магистральной трубы, ее охраны  и как регламентного, так и  оперативного ремонта оборудования.

На якутских просторах не мудрено  эти проезды  принять за дорогу.  Но ВТП  изначально не предназначены для общего пользования.  И надо отдать должное местному оператору «трубы» - «Транснефть-Восток», который выработал специальный регламент, позволяющий  пользоваться проездами по предварительным заявкам местному  населению и госструктурам. Также без оплаты «по трубе» проезжают автомашины скорой помощи, школ, детских садов, МЧС, полиции и прокуратуры.

Так как ВТП выполнена не в соответствии со стандартами, действующими  для дорог России (углы наклона, ямы, радиусы поворотов, ширина проезда и т.п.) к пропускаемому для проезда транспорту предъявляются специальные  требования. По запросу редакции в Транснефть-Восток ответили, что в 2017-2018 г ВТП воспользовались по «некоммерческим» заявкам (физические лица, административные органы, контрольно-правовые и прочие органы) около 2000 раз, при этом 723-м «физикам» в проезде было отказано, поскольку транспорт не соответствовал требованиям – был низкий клиренс, отсутствовал полный привод или предоставлялись фиктивные основания для проезда (как оказалось, это не редкость). По отказам администрациям и прочим контрольно-надзорным органам статистика несколько  меньше – за два года в проезде отказали только по 20 обращениям.

Последнее время растет поток  заявок от местных коммерсантов на платный проезд. Их число за последние два года достигло 5680 штук. Из них было 417 отказов  по  техническим причинам. Однако ограничение есть еще и на характер провозимых грузов. Исходя из мер безопасности запрещен провоз любых взрывчатых веществ и оружия. Также не допускается провоз алкогольной продукции, наркотиков, браконьерских грузов. И это, как писали якутские СМИ, стало причиной конфликта с некоторыми предпринимателями, груз которых хотели досмотреть на КПП перед проездом.

В ответ эти предприниматели, найдя покровительство среди нечестных чиновников, начали оказать давление на «Транснефть». Дороги пытались блокировать, в интернет-сетях организовывали троллинг компании. А ведь вместе со  строительством ВСТО и в последующие годы эксплуатации трубопровода «Транснефть» за собственные деньги смогла проложить вдольтрассовые проезды длиной более 1 800 км, построила 26 мостовых переходов, оборудовала пункты контроля и проверки пропусков. ВТП (это именно проезды, не дороги) при этом находятся в хорошем состоянии, не в пример региональным дорогам общего пользования. Чтобы содержать это хозяйство в порядке «Транснефть-Восток» в 2017 году потратила 222 млн рублей на восстановительные и ремонтные работы.

Нормативное состояние ВТП – это условие безопасной эксплуатации нефтепровода, в случае любой нештатной ситуации  на трубе аварийные бригады должны оперативно оказаться на месте  и не допустить серьезных экологических последствий.

С каждым годом, содержать проезды становится все дороже. Проектная интенсивность движения автомобильной техники по ВТП составляет 1 единица в сутки. В настоящее время, согласно предоставленной статистики, интенсивность использования проездами в десятки раз превышает проектную.

Высокотехнологичная транспортная компания «Транснефть» хотя и не добывает нефть, является одним из крупнейших налогоплательщиков - в республиканский бюджет было перечислено в 2016 году – 5,3 млрд рублей, в 2017 – 5,29 миллиардов. Только на эти поступления можно  было бы поддерживать в нормальном состоянии все дороги республики  общего пользования, а значит, снять вопрос о транспортной доступности.

И, конечно, надо строить новые дороги. Однако трасса Вилюй практически не изменилась  еще с царских времен и несмотря на миллионные вложения разрушается быстрее, чем ее строят. И острого желания заниматься дорожными проблемами у чиновников пока не наблюдается. Зато появилось  желание прибрать к рукам ВТП. При этом инициативы выдвигаются самые разные - от национализации до передачи ВТП в ведение ФАС, чтобы тарифы регулировали федеральные чиновники. Только псевдозащитники не понимают, что «открытие» ВТП для общего пользования, равно как и передача трубы ФАС автоматически повлечет за собой повышение тарифов для всех категорий пользователей. И местные жители, которые сейчас проезжают бесплатно, завтра расплатятся сполна. При этом свободный проезд как был так и останется ограничен технологией. Прописанной в законе.

Это вероятно, и объяснят на круглом столе единоросы и нефтяники, защитив для местных жителей вдольтрассовый проезд от коррумпированных чиновникам и  агрессивных купцов-предпринимателям.

Рамиль Таипов