Якутское пчеловодство – отрасль или хобби? О пчелах повышенной мохнатости и меде с запахом мокрой собаки

Недавно руководитель департамента Минсельхоза Василий Бессонов сообщил о том, что у нас в республике выросло количество хозяйств, занимающихся пчеловодством.
Он отметил:
- Ранее считалось, что разведением пчел трудно заниматься. Сейчас популярность только растет, так как требуется меньше трудозатрат по сравнению с животноводством и растениеводством. В последнее время наши пчеловоды показывают хорошие результаты, занимают высокие места на всероссийских конкурсах.
Доказывают, что если соблюдать требования, то и нашу суровую зиму пчелы могут выдержать. У нас есть элементы племенного дела в некоторых хозяйствах, которые занимаются разведением пород пчел, которые уже прижилась на территории Якутии.
Интересно, что это за пчелы повышенной «мохнатости» появятся на родных аласах? Об этом и многом другом мы поговорили с Михаилом Черосовым, доктором биологических наук, директором Якутского НИИ сельского хозяйства имени Михаила Сафронова.
- Пчеловодство, как и любая другая отрасль, зависит в основном от людей. И я так скажу: у нас во всей стране, кроме областей, где производство меда – это бизнес, оно является своего рода хобби для пенсионеров, которые в свободное время (а его у них больше) занимаются им. Конечно, есть те, кто пытается сделать из него бизнес, они «пробивают» путь, и уже по проторенному пути пойдут и другие.
Был небольшой период, когда отдельные проекты пчеловодства у нас в республике субсидировали, этим дали толчок развитию. На многих конкурсах агростартапов можно участвовать. Однако они, как и большинство грантов, рассчитаны на крупные предприятия – животноводство, производство молочных продуктов и т.д. Пчеловодству, как узко специализированному, пробиться трудновато в этом плане. Так что они там помыкались, потыкались и отошли от участия в этих конкурсах и т.п. Какие-то объемы они получили, конечно, но при всем при этом что у нас есть, учитывая там авантюризм, рискованность? У нас есть неплохая пропаганда, есть обучающие курсы, которые проводит АГАТУ и энтузиасты. Мед обязан пройти исследования, делаются различные анализы, в том числе физико-химические. И здесь сразу видно качество якутского меда. Оно помимо высоких показателей, на мой взгляд, основано на качестве людей.

- Это как?!
- Понимаете, наши пчеловоды Якутии – они очень честные. Не секрет, что некоторое количество предпринимателей привозного меда для увеличения прибыли, как говорится, «разбодяживают», порой выдают его за Якутский, добавляя различные вещества, в частности, сахарный сироп. Наши местные пчеловоды так не делают. Берегут имя. Кое-кто конечно «падок» на деньги.
И ценовая политика у нас в Якутии неплохая в целом для меда, есть покупательская способность. Особого суперспроса на якутский мед нету из-за его относительно малого объема, но интерес к нему наблюдается, и он растет.
- А как иначе? Он же призовые места на всероссийских конкурсах занимает!
- Да, благодаря инициативе наших пчеловодов. Вообще качество меда определяется качеством кормовой базы, конечно. У нас, да и часто везде, вырабатывается так называемы полифлорный мед, то есть пчелы берут взятки со многих видов растений. Монофлорный – это, понятно, с одного вида, к примеру, гречихи, так и получается гречишный мед.
- Он какой-то странный, мне лично не понравился…
- На любителя, конечно. У нас в Якутии монофлорного меда нет, и вряд ли будет. Хотя, конечно, есть мечта сделать ГОСТ меда иван-чайного, у нас много растет Иван - чая узколистного, особенно после пожаров и рубки леса. Но это долгий и трудный путь. Любой мед должен иметь ГОСТ, некие параметры, которые отличают его от других сортов. Поэтому, чтобы «отГОСТировать» иванчайный мед, нужно его практически в чистом виде выделить, а он, к сожалению, в таковом никогда не собирается, так как элементы полифлорности в любом нашем меде есть. Также во всех почти местах часто переносят ульи с места на места, а сбор производить в августе, так что получается такая «сборная солянка». Мед в основном собирается на пойменных, аласных территориях, где разнообразие флоры.
Пчел же не заставишь брать нектар только у определенных растений. И вообще, насекомые берут не только нектар со цветков (а у нас же только такая картинка рисуется в голове), на самом деле они пробуют взятки с чего угодно. Был интересный случай, когда на обучении у одной из участниц мед оказался с запахом «мокрой» собаки, она сама и ощутила. А такие привкусы и запахи отпугивают покупателя. Даже массовое использование дыма при сборе меда ухудшает качество продукции.
- Мокрой собаки?!
- Да, она сама это признала, и потом рассказала, что держит ульи на аласе, где содержатся и сельскохозяйственные животные (коровы, лошади) и домашние питомцы. Вот, видимо, капли воды на шерсти собаки чем-то полюбились ее пчелам.
- Ну да, бывает же, что свежее молоко навозом отдает…
- Так и мед тоже в зависимости от флоры той местности, где расположена пасека.
Надо отметить, что пчела относится к животному миру, и подчиняется законам селекции, как и другие представители фауны. У нас сейчас в основном преобладает среднерусская пчела. Скажем так, это основа. Но вот в чем специфика нашей страны? Она огромна, и у каждого региона, территории может быть свой тип того или иного животного, в том числе и насекомых, к коим относится пчела.

- А у пчел есть породы? Как у собак: немецкая овчарка, болонка, лайка и т.д.?
- Конечно, и эти породные признаки очень выражены – морфологические, физиологические, продуктивные и генетические характеристики. И когда породистые животные смешиваются между собой получаются гибриды. Сейчас в России возникла такая проблема в тех регионах, где пчеловодство является бизнесом. Вообще некоторые относятся к пчелам, как к однолетним растениям: мол, зачем нужно, чтобы они зимовали? Их же можно тоже переработать, есть специальная линейка биотехнологических продуктов, чтобы и так пользу получить. И, мол, пусть там на юге, где тепло, занимаются племенным пчеловодством.
Но проблема возникла и у племенных хозяйств. В том же Башкортостане, где смешиваются генетические линии разных пород. А к тому же сейчас многие пчеловоды стали закупать пчелосемьи в Узбекистане, они дешевые, там ведь круглый год тепло. И эти «мигранты» скрещиваются с местными пчелами, тем самым портят генофонд. Так что в европейской части России в полный голос раздается призыв: «Не привозите пчел из других регионов!!!»
Еще одна проблема пчеловодов связана с опылением сельхозугодий ядохимикатами для уничтожения вредителей. Гибнут пчелы, ведь с самолета не видно, куда распыляется препарат.
И, резюмируя вышесказанное, надо отметить, что отдаленность нашей республики имеет и свои плюсы. К примеру, если взять какую-нибудь отдельную племенную линию пчел, привезти ее к нам, обустроить в далекой деревне, там, где нет других пасек, следить за размножением, то можно сохранить ее в генетической чистоте. Эта идея сейчас воплощает в реальность. Марат Залялов, известный у нас в республике пчеловод, он связался с башкирскими пчеловодами, оттуда привез несколько пчелосемей и разместил их в Амгинском улусе в отдалении от других пасек. И вот уже третий год идет этот эксперимент.
У нас же в республике в основном преобладает дальневосточная пчела. Идут споры, стабильна она или нет, устойчива или нет, но тем не менее она появилась в реестре российских пород.
- Михаил Михайлович, а вот Марат Залялов сейчас в ходе эксперимента занимается сохранением башкирской пчелы или все же выведением нашей якутской породы?
- Нет, он не выводит новую породу. Вообще якутская порода пчел – это или фантазия, или очень долгая работа. Даже если взять ту же дальневосточную, речь о ней идет еще с 19-го века, вот уже больше ста лет, но она до сих пор разнородна в зависимости от территории: в Приморье такая, в Хабаровском крае – чуть другая. Поэтому говорить об устойчивости дальневосточной породы пчел, на мой взгляд, еще рано. А уж вывести якутскую породу – это скорее всего из области фантастики. Да и зачем?

- Тогда такой вопрос: у нас в Якутии пчеловодство рентабельно, оно имеет право быть или все-таки не особенно перспективно, учитывая наше короткое лето, пусть даже с прекрасными медоносами?
- Конечно, оно имеет право быть. Индивидуальные предприниматели ведут учет, регистрируются как ИП, в системе «Меркурии», сдают анализы, чтобы продавать свою продукт. И идет рост за последние годы чуть ли не в четыре раза, и это положительное событие. Сейчас нужно посмотреть, скорее всего, эта цифра перейдет на «плато», но все же пчеловодство в Якутии будет развиваться.
- А как иначе? Ведь наш якутский мед уникален по своему составу, так как произведен от мощных растений, которым за короткое лето в вегетационный период надо пройти жизненный цикл!
- Знаете, так говорят, но я так не думаю. Наша флора, объем произведенного меда, состав – это средние показатели европейской части нашей страны, ничего особо уникального нет. Да, по некоторым характеристикам якутский мед схож с башкирским, на этом все. Так что утверждать, что наш якутский мед – самый лучший в стране и в мире, нереально. Единственное, что можно отметить в якутском пчеловодстве, - честность наших производителей, они не «разбодяживают» свой мед. Держат марку.
И вместе с тем нашим пчеловодам, конечно, нужно участвовать в различных конкурсах федерального масштаба с тем, чтобы обозначить то, что в Якутии развивается эта отрасль сельского хозяйства. При том, что у нас короткое лето. Хотя в наши белые ночи пчелы работают намного больше, чем их собратья в других регионах. Это тоже большой плюс. Они же трудоголики, пашут и пашут, пока солнце светит! Вот и получается, что за короткое лето они дают меда чуть ниже среднероссийского уровня медодобычи, но достаточно много. Сделается ли из этого бизнес и повысится обеспеченность медом населения Якутии покажет время.
- Спасибо, Михаил Михайлович, за беседу! До новых встреч!