Якуты практиковали огненное погребение. Эксперты о крематории и национальных традициях
В следующем году в Якутске планируется строительство крематория. Причины тому – нехватка мест, дороговизна погребения и экологическая обстановка. Корреспондент Sakhaday решил узнать мнение наших постоянных экспертов – как они относятся к этому новшеству, и соотносится ли крематорий с верованием якутов.
Сюр и уёр
По словам ученого-этнолога, тюрколога Людмилы Егоровой, не все могут пройти кремацию. Исходя из верований, духовно развитые люди не должны сжигаться. Если у человека сюр (дух) обладает некими способностями или он духовно развитый или имеет еще какие-то особые качества, то его, видимо, не нужно сжигать, объясняет этнолог.
«Оказывается, таких людей все-таки хоронили, о чем свидетельствуют могилы боотуров, шаманов и других. А вот простых людей раньше, видимо, сжигали, поэтому не находят их костяки», - сообщает Егорова.
По ее мнению, к строительству крематория надо подходить очень осторожно, поскольку неизвестно, как это может проявиться в отношении к сюр, то есть духу, духовной сущности человека.
По ее словам, оказывается, дух и кости человека должны находиться на земле как минимум три поколения – 120 лет или максимум 12 поколений – примерно 480 лет.
Поэтому крематорий – это плохо, уверена этнолог, поскольку существует проблемы с классификацией людей по тому, у кого есть сюр, а у кого его нет.
«Очень рискованное предприятие, потому что уёр (дух человека, его духовное тело) остается (порой он встречается на кладбищах в виде огненных шаров), и мы не знаем, как уёр проявит себя, и каково будет его воздействие на людей. Возможно эти уёр, которые остаются и выходят, как огненные шары, будут иметь какой-то другой импульс. Если они раньше не трогали живых людей, то, возможно, начнут беспокоить – мы же не можем все это предвидеть. Эти невидимые сущности, энергоинформационные поля, которые встречаются на кладбищах – не миф, а реальность», - утверждает ученый.
По ее словам, трудно определить, кого можно кремировать, а кого нельзя, и кто должен давать справку о разрешении или запрещении, поэтому нужно отработать какой-то механизм, а его не существует, и пока он не появится, нельзя кремировать людей, считает этнолог. Поэтому этнолог недоумевает, как этот крематорий будет работать. По ее мнению, отработать этот механизм должны Академия Республики Саха (Якутия), Правительство республики и специальные органы. «Пусть они думают», - говорит ученый.
«С чисто утилитарной стороны крематорий необходим»
С другой стороны, продолжает этнолог, крематорий нам нужен для того, чтобы в землю меньше поступали различные патогенные болезнетворные микроорганизмы, появляющиеся на земле в итоге деятельности человека. Ведь появляются все новые и новые вирусы, бактерии и неизвестно, как они, попадая в почву, будут проявляться, тревожится Егорова.
Учитывая все эти нюансы, по ее мнению, необходимо создать специальную комиссию.
«С другой стороны, если интересоваться мнением людей, то многие хотят кремироваться (наверное, они не желают быть съеденными червями или загрязнять почву). Поэтому нужна специальная комиссия, которая взяла бы на себя моральную ответственность, чтобы принять какое-то решение. А так с чисто утилитарной стороны, крематорий нам необходим, поскольку уже негде хоронить», - заключает этнолог.
Четыре вида захоронения
В свою очередь Розалия Бравина, доктор исторических наук, профессор, заведующая сектором археологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН сообщает, что у якутов было четыре формы захоронения: кремация, грунтовые захоронения, наземная и надземно-воздушная, то есть арангасная.
По ее словам, существуют архивные документы 17 века, где говорится о том, что умерших сжигали вдали от дома, а пепел привозили на родину. Есть археологические памятники со следами кремации, о чем в Якутии был опубликован ряд статей, добавляет Бравина.
Профессор также сообщает, что, по преданиям, среди якутов был древний род кыргыс, которые сжигали своих умерших. На севере жило племя сортолов, которые таким образом хоронили погибших на войне.
«Захоронения с кремацией зафиксированы у хангаласцев, верхоянских якутов. Одно из них было изучено И.В. Константиновым в Таттинском улусе. Правда, там костей не было и, по преданию, были погребены останки шамана. Шаманов, как говорится в легендах, раньше сжигали, кости потом собирали в кожаную суму и хоронили на арангасе (такой же обычай был у бурят). В Верхоянье один шаман завещал его кремировать в 1930-ые годы, что было зафиксировано известным этнографом А.А. Саввиным», - рассказывает Розалия Иннокентьевна.
В целом подобного рода захоронения встречаются в Прибайкалье и Приангарье. Обычай трупосожжения практиковали и енисейские кыргызы в 9-10 веках в Минусинском крае. Они являются предками современных хакасов, одним из компонентов в этногенезе саха, объясняет профессор.
Реальная проблема
Во всех цивилизационных странах сложилась так называемая культура смерти в условиях урбанизации, продолжает Бравина.
«Города растут, цены на землю возрастают, зелёные зоны сокращаются, и в нашем городе это реальная проблема. Сопки вокруг города постепенно превращаются в кладбища», - говорит доктор.
По ее информации, два года назад в Якутске состоялся региональный семинар среди работников ритуальных услуг. Приезжали гости из Новосибирска, делились опытом работы крематориев в Сибири.
«У них в пригороде есть целый ритуальный комплекс со своим парком, музеем культуры смерти, залом камерной музыки и даже детской площадкой. В нем проводят ритуальные тематические лекции, дни памяти и другие мероприятия. В этот центр ходит рейсовый автобус. Сначала жители были недовольны таким соседством, но потом из крематория им провели газ, сделали дорогу», - рассказывает Розалия Иннокентьевна.
По мнению профессора Бравиной, у всех – даже у умерших – должен быть выбор.
Фото: https://www.openbusiness.ru/biz/business/svoy-biznes-kak-otkryt-krematoriy/