×

Зампредседателя Госкомитета по занятости Гаврил Харлампьев: "В первую очередь жителей Якутии волнуют вопросы трудоустройства"

9:46 - 19.2.2021
Зампредседателя Госкомитета по занятости Гаврил Харлампьев: "В первую очередь жителей Якутии волнуют вопросы трудоустройства"

В эти дни проходят отчеты правительства Якутии перед населением, во время которых задаются и обсуждаются актуальные вопросы и проблемы. Какие проблемы волнуют граждан? Как они решаются? Об этом мы поговорили с зампредседателя Госкомитета по занятости населения Гаврилом Харлампьевым.

- Какие вопросы в основном задают якутяне во время отчетов правительства? Что их больше всего интересует?

- В первую очередь жителей Якутии волнуют вопросы трудоустройства. В прошлом году пандемия ударила по работодателям, и соответственно трудоустроиться было сложнее, в том числе из-за того, что многие предприятия перешли на удаленную работу. А значит получить консультацию, пройти собеседование можно было только в онлайн-формате. Если раньше можно было обратиться в кадровую службу того или иного предприятия и поговорить, то сейчас нужно определять время, договариваться, исходить из технических возможностей.

В связи с пандемией изменился и механизм работы наших Центров занятости. Мы стали предоставлять услуги через интернет. У граждан появилась возможность подавать заявления на постановку на учет в качестве безработного и назначение пособия. Также изменились процедуры назначения пособия, размеры пособия. Несмотря на то, что Центр занятости организовал «горячую линию», все равно возникают вопросы и во время отчетов.

Интересуются возможностью трудоустройства граждане с инвалидностью. У нас разработан отдельный план работы с такими гражданами. Есть установка и на федеральном уровне, и со стороны главы республики, согласно которой мы должны к 2024 году обеспечить занятостью не менее 50% граждан трудоспособного возраста с инвалидностью. Если принять во внимание, что сегодня трудоустроены только 27 %, то заявленный показатель - это довольно высокий уровень.

Для этого мы внедрили ряд механизмов, которые могли бы стимулировать интересы работодателей. Это субсидирование оснащения рабочих мест для таких людей в размере до 120 тыс. рублей, возмещение зарплаты инвалида в первые четыре месяца в размере МРОТ. Еще одна дополнительная мера – это организация сопровождения инвалидов при содействии в трудоустройстве. Благодаря этим мерам, работодатель должен быть заинтересован в приеме на работу такого гражданина. И соответственно у такого гражданина есть возможность закрепиться на месте.

Часто возникают вопросы со стороны молодых специалистов. Эта категория населения имеет сложности с трудоустройством, поскольку работодатели в первую очередь ищут специалистов с опытом работы. У нас создана молодежная биржа труда, где представлены вакансии без таких требований, как опыт работы, где имеются стажировочные площадки, на которых специалист может показать себя.

Задают вопросы и выпускники учебных учреждений. Мы ежегодно мониторим, сколько выпускается людей, кто трудоустроен, а кто нет. Соответственно если выпускник рискует остаться без работы, начинаем работать персонально. Принят республиканский закон по квотированию рабочих мест для молодых специалистов, но данный закон распространяется только на государственные учреждения. Мы ведем контроль, анализируем, выполняется ли закон. Если нет, то предлагаем взять на работу ребят, состоящих на учете.

- Вы говорите, что Центры занятости тоже перешли на другой формат работы с населением.

- В начале 2020 года был открыт в новом формате фронт-офис "Моя работа" в Якутске. Центр занятости населения был полностью реорганизован, перевооружен технически и были изменены подходы к работе. В перспективе ставим задачи по реорганизации всех наших центров. В прошлом году была проведена работа в Мегино-Кангаласском, Мирнинском, Оленекском и Нерюнгринском районах.

В этом году в рамках нацпроекта по модернизации служб занятости уже полностью будем реорганизовывать под флагманский центр офис в Нерюнгри, где он будет работать в качестве кадрового агентства, подбор будет вестись не только на территории района, но и при необходимости в других регионах страны. Такие же флагманские центры будем развивать в Якутске, Мирном и заречной группе улусов. Они будут предоставлять более широкий спектр услуг как для работодателей, так и для граждан, которые ищут работу.

- Готовы ли граждане к онлайн-форме общения?

- До пандемии прошлого года в республике насчитывалось примерно 37 тысяч безработных граждан, но реально искали работу и состояли на учете в поисках работы порядка 9 тысяч граждан. После того, как появилась возможность направлять заявления через портал без каких-либо подтверждающих документов, то есть увеличилась доступность услуг и простота подачи документов, их количество увеличилось в разы. Теперь мы сами запрашиваем документы в Пенсионном фонде, налоговой службе и других органов. И сегодня на учете стоят 28 тысяч человек, пиковое значение было до 35 тысяч граждан.

Плюс появились возможности для обращения граждан, живущих не по прописке. Это, как правило, сельские жители, которые в поисках работы находятся в городе Якутске. Раньше они должны были обращаться по месту жительства в районе, а так как живут в столице, зачастую не могли этим правом воспользоваться и соответственно не могли получать пособия. Сейчас у них появилась такая возможность.

С другой стороны, участились случаи недобросовестного получения пособий. Иногда люди не понимают ответственности, многие являются учредителями, индивидуальными предпринимателями, то есть по формальным признакам считаются занятым. Граждане не указывают эти обстоятельства, а получают пособие. Соответственно с ними ведется работа, чтобы они вернули средства, которые они получили как безработные. Таких у нас достаточно много. В прошлом году было более 300 граждан, которые получили сверх положенного. Большинство вернуло, но часть не возвращает. На некоторых готовится материал в судебные органы по возврату этих средств. Если есть факт умышленного обмана, то обращаемся в правоохранительные органы.

- Ваше ведомство присутствует в основных соцсетях, где тоже задаются вопросы.

- Мы представлены в соцсетях, оперативно доводим информацию до пользователей и отвечаем на вопросы. В основном, вопросы возникают по новым механизмам, по изменениям размера пособий.

Много вопросов задавалось в прошлом году, когда временно оказывалась помощь гражданам в виде дополнительных пособий на детей. Некоторые возмущались, почему нет оплаты, не зная, что это временная мера. Советовали использовать уже другие возможности по трудоустройству. Одними пособиями помощь не исчерпывается. Есть возможность обучить граждан, пройти тренинги, получить безвозвратную субсидию на создание собственного дела.

Вопросы, заданные в соцсетях и на отчетах, схожи. Озвучиваются те же проблемы в селах, где сохраняется очень высоких рост безработицы, проблемы с трудоустройством граждан с инвалидностью.

- Какие новые виды помощи появятся?

- В этом году ставим задачи достигнуть тех значений, которые были до пандемии. То есть мы должны снизить количество безработных до 9 тысяч. Это большая задача. Сейчас совместно с отраслевыми министерствами ведем работу, анализируем, в каких отраслях можно создать рабочие места, и обеспечить занятость наших граждан. Другим направлением у нас является дальнейшее профобучение и переобучение граждан. Основная проблема возникает именно из-за несоответствия образования или отсутствия квалификации наших граждан потребностям работодателей. Несмотря на то, что у нас имеется порядка 9 тысяч вакансий, мы их не можем закрыть одномоментно, так как нет подходящих специалистов. Так что, основной блок работы – это переобучение и стажировка.

Sakhaday.ru