×

«Затертые во льдах»: В Якутске бабушка 80 лет тает на глазах, пока ждет переселения

16:40 - 19.4.2023
«Затертые во льдах»: В Якутске бабушка 80 лет тает на глазах, пока ждет переселения

Будет и на нашей улице праздник – с такими словами жители 17 квартала ждут расселения. И некоторые дома уже попали под программу сноса этого года. На месте их домов будут детский сад и красивые жилые дома квартала «Спортивный». Но, увы, не всем деревянным двухэтажкам в скором времени «грозит» снос, передает SakhaDay.

В ветхой двухэтажке по улице Якутская, 39/1 живут в семи квартирах. Стены дома давно покосились, а крыша едва держится на сгнивших балках. В подъезде не менее аварийная ситуация, чтобы пройти внутрь, нужно низко-низко поклониться дверному косяку. Между этажами вас ожидает «ловушка» – наступишь на гнилые доски, провалишься вниз (!).

«Дома пахнет старостью»

59-летняя жительница дома Елена Чернина пригласила корреспондента SakhaDay в свою квартиру. Несмотря на уют, созданный руками Елены Геннадьевны, внутри ужасно пахнет плесенью и сыростью. Немудрено, что все в семье астматики. А серый кот у Черниных не просто питомец, но и защитник от наглых крыс.

– Внук мне говорит, что у меня дома пахнет старостью (смеется). Моя старшая дочь Юля спрашивала: «Почему все переезжают, а мы нет?» А я ей отвечала, мол, вырастешь, дочка, выучишься, выйдешь замуж и переедешь. Так и случилось, дочки создали свои семьи и взяли ипотеку. Ладно бы я была одна и жила у дочек, но нас тут трое – я, муж и моя мама.

Почему мы с мужем не взяли ипотеку? Всю жизнь работали на минимальных зарплатах в бюджетных учреждениях, нам ее так и не одобрили… 23 года проработала поваром в училище олимпийского резерва. Сейчас в детском саду «Катюша». Я получаю 35 тысяч на руки. Работающая пенсионерка, вместе с ветеранскими выходит 20 тысяч рублей, с нее пытаюсь откладывать. Хочу доработать до 61 года хотя бы, пока не выгонят. У мужа пенсия 16 тысяч с копейками.

По словам Елены, они с родителями переехали в этот дом, когда ей было 3 года, а младшая сестра еще не родилась. "Все-таки наша семья один раз дождалась переселения (смеется). Маме дали квартиру здесь вместо барака на ГРЭСе. А сейчас мы согласны переехать хоть в студию", – рассказала Елена.

Старейшине дома 80 лет

Мама Елены 80-летняя Светлана Бобырь еще недавно была бодренькой старушкой, сходу разгадывавшей кроссворды. Она верила, что дождется квартиры в новом каменном доме. Но в 2021 году Светлана Георгиевна тяжело переболела коронавирусом… С тех пор сильно ослабла. Не ходит, мало что помнит и почти не говорит… Мы задали ей вопрос, помнит ли она тот день, когда въехала в свою новую квартиру с мужем и дочкой на руках.

– Конечно по-омню, – протянула старушка.

Затем видимо нахлынули воспоминания, и Светлана Георгиевна расплакалась. Она постаралась что-то рассказать, но язык ее не слушался…

Светлана Георгиевна была швеей в кожзаводе. Начинала мастерицей тапочек, затем ей доверили вышивать узоры на шапках, шарфах и варежках. По воспоминаниям ее дочери Елены, мама одевала их с сестрой в детстве очень нарядно. Когда дети выросли, Светлана Бобырь уезжала на 20 жить на родину в Ленский район. А когда вернулась в Якутск, то ужаснулась от того, во что превратился 17 квартал.

Крыша обрушится в любой момент…

У Черниных-Бобырь гостила пожилая соседка Надежда Иванова. Надежда Николаевна знает почти всех в округе. С грустью заметила, что старики 17 квартала умирают, не дождавшись новой квартиры с заветной теплой ванной… «Затертые во льдах», – поэтично описала она их быт.

– Мы здесь существуем, а не живем. Старейшины болеют и умирают, потому что нет никаких радостей в жизни. Здесь царит несчастье и уныние. Это неправильно, что люди, которые жили и работали во благо страны, живут в аварийных домах. Знаем историю мужчины среднего возраста, который покончил с собой от безвыходности… Наша крыша держится всего на двух сгнивших балках, которые могут обрушится в любой момент.

Некогда нам обещали, что на месте нашего дома по улице Якутская, 39/1 будет застройка жилищного комплекса китайской компании «Чжода». А ныне наш дом не препятствует строительству «Спортивного», вот и остались мы, затертые во льдах, – рассказала Надежда Иванова.

Эх, и полы в квартирах как аласы. Как шутят женщины, из-за неровности весы каждый раз то прибавляют, то убавляют килограммы! В подъезде как могут устилают досками, потому что топит. У жильцов 1 этажа пол поднят до середины батареи.

Дом 1967 года постройки возвели студенты во время летней практики. А спустя 12 лет он уже был признан аварийным. Ведь его строили вчерашние школьники, а не профессионалы. Временный фонд был рассчитан на 25 лет. Но как говорится, ничего нет более постоянного, чем временное...

Виктория Тарабукина, Sakhaday.ru