Женские истории. Что такое абьюзивные отношения?

Есть такое слово модное абьюз – это насилие над близким человеком. Это очень страшно, когда самый близкий человек нарушает твое право быть личностью. Жертвы абьюза даже не могут представить себе, как от этого избавиться.
Это в фильмах они мстят своим обидчикам, отомстив, становятся свободными и счастливыми. В жизни все бывает гораздо сложнее, и трагичнее. Женщины поделились своими историями об абьюзивных отношениях. Абьюз может быть экономическим, психологическим, и физическим.
Лена, 45 лет. Мы живем в браке с мужем более 20 лет. Муж у меня нормальный, работает, детей любит, не бьет, выпивает редко. Но есть одно но, которое меня смущает, и многие годы я борюсь с чувством, что что-то не так у нас… Дело в том, что у меня совсем нет своих денег.
Муж всю свою зарплату тратит на себя, дает мне деньги только когда я попрошу и обосную. Ну, скажем детям нужно купить школьную форму и нужны деньги. И делает он это с большим неудовольствием, я чувствую себя виноватой, когда прошу у него деньги. Всю свою зарплату я трачу на семью, себе ничего не покупаю почти, только самое необходимое. Хожу в дешевых вещах, потому что иначе денег может не хватить до зарплаты. А муж не так часто, но время от времени делает дорогие покупки – купил недавно мотор для лодки. И это в норме вещей – мои деньги это общие, а его деньги – только его.
Подарки на день рождения, на 8 марта делает, но такие, копеечные. Даже стыдно за него бывает, и мне обидно. Когда я говорю, что деньги на продукты закончились, он молчит. И я нахожу сама, беру в долг. Однажды я устроила истерику, он молча собрался и ушел, пришел и дал мне пять тысяч, держи, я у мамы занял. Его мама считает, что я меркантильная особа, все время только и прошу у него деньги. Не знаю, что я делаю неправильно, но мне кажется, в семье муж должен принимать участие в семейном бюджете.
Алина, 35 лет. У меня были отношения с таким абьюзером лет пять назад. В начале отношений он был просто чудо – красиво ухаживал, заботился. На свидания приходил с букетом роз, мог нести на руках на глазах у всего честного народа по улице. Когда стали жить вместе, стирал мои вещи, утром гладил их. Готовил завтрак, приносил в постель. Вечером встречал с работы, где меня ждал красиво сервированный стол. В постели предупредителен, нежен.
Я была на седьмом небе от счастья – как же мне повезло, какое чудо мне досталось!
Потом стала замечать, что он просматривает мой телефон, читает все переписки. Мне это не понравилось, но я промолчала и пыталась не компрометировать себя, не писать подружкам, удалять сообщения от любых мужчин, даже от брата и коллег, чтобы избежать неприятных разговоров. Но его это насторожило еще больше, если при нем приходило сообщение, я брала телефон, он сразу начинал допытываться: «Кто написал? Что ты удалила?» и т.д. Обстановка все больше накалялась.
Однажды я шла по улице, приближаясь к дому, встретила знакомого, мы поздоровались перекинулись парой слов. Мой мч увидел это, и была очень неприятная разборка. Я стала ходить по улице с оглядкой, вдруг я с кем-то заговорю, и будет опять то же самое.
Дошло до того, что он ночью будил меня, и держа за горло, спрашивал: «Ты ни в чем не хочешь мне признаться?». А в хорошем расположении он был очень милым, извинялся, говорил, что cильно любит, вот и переживает, и несколько часов я была с ним счастлива. Назавтра начиналось все то же самое. Однажды до меня дошло, что все это идет по нарастающей, он ненормальный, и закончится это тем, что будет меня бить, или просто убьёт без объяснений – так он был невменяем в минуты ревности.
И я собрала свои вещи и уехала от него, скрывалась у подруги.
Потом взяла отпуск и уехала из города. Он был неместный, и тоже через какое-то время уехал. Сейчас не знаю, где он, надеюсь, очень далеко от меня. Сейчас у меня фобия перед мужчинами, которые слишком красиво говорят и ухаживают, мне кажется, что за этим обязательно скрывается абьюзер.
Алина, 47 лет. Впервые муж ударил меня на нашей свадьбе. Ему не понравилось то, что когда я пошла в туалет с подружкой, гости не заметили моего отсутствия и стали кричать: «Горько!». Он отвел меня в помещение ресторана, где никого не было и говорил: «Ты выставила меня дураком, где ты была?!». Замахнулся и ударил по голове. Я заплакала, и в это время вошла моя мама, которая увидев все это, сказала: «Собирайся, брака не будет».
Я подумала про то, какие будут сплетни, представила подруг, которые будут смеяться надо мной… Тогда мне так казалось. Чтобы не быть жалкой в их глазах, я утерла слезы, накрасилась по новой и села обратно за стол. Сейчас жалею – если бы я послушала тогда маму, возможно, жизнь бы сложилась по-другому. Муж бил меня всякий раз, когда напивался. Сам не работал, почти всегда пьянствовал, родителей не слушал и мог поднять руку на них тоже. Избивал меня так, что рассекал губу, разбивал нос, однажды оба глаза были в синяках. Они очень долго проходили, и я долго сидела на больничном. Он понял, что так я зарабатываю меньше денег, и перестал бить по лицу, бил по другим местам – груди, животу.
В трезвом уме говорил про любовь, умолял не бросать. Однажды я все-таки ушла от него, но у меня нет своего жилья и мне пришлось вернуться к нему. После этого он совершенно перестал меня уважать, говорил: «Ты тряпка, об которую ноги надо вытирать». Родила от него четверых детей, двое взрослые, уже студенты. Два младших школьники. Пить он не перестал, все, что есть в доме , заработано мной, и детей подняла сама.
С виду мы приличная семья, я никому не рассказываю о том, в каком аду я живу. На работе, правда есть коллега, которая однажды раскрылась передо мной, что у нее такая же ситуация в семье. Никто и помыслить не может, что такая образованная, успешная с виду женщина может так жить. А я прожила уже двадцать пять лет. Раньше, когда были вытрезвители, я сдавала его полицию, когда уже совсем невмоготу было. Потом он возвращался еще более злой. Когда его задерживали на пятнадцать суток, для меня это было счастье, я отдыхала от него.
Я так боюсь его, что меня даже трясет от страха. Почему не ухожу? А куда я уйду - квартира совместная, если подам на развод и начну делить имущество, он меня убьет. Что с детьми будет? Детей жалко, они выросли в постоянном страхе. Старшая дочка говорит мне, чтобы я разводилась, да я не представляю, как это. Подруги раньше помогали, сейчас не откликаются, считают, ты все равно вернешься к нему. Мама почти не общается со мной, говорит, ты сама выбрала эту жизнь. Только внукам помогает иногда.
Почему никуда не обращаюсь? А что они сделают? Поживу недельку в приюте, потом обратно? Вот если бы там можно было скрыться от него навсегда. Такова моя судьба, значит. Жизнь уже прожита, ничего не изменишь.
Вот такие исповеди довелось услышать, и не поверишь, что в наш век, рядом с нами, могут происходить такие вещи. Жертва – это состояние психологическое, и этим женщинам нужна помощь опытного психолога. Только отвести их надо туда за ручку, сами не пойдут, не верят ни во что.