Знакомство с технологиями и интересы местных жителей: что собирается обсуждать на Круглом столе якутское отделение «ЕР»
Ситуация вокруг вдольтрассовых технологических проездов (ВТП) нефтяников в Якутии вызвала озабоченность местного отделения партии власти. О том, почему «режимная» дорога заменяет муниципальную, и как решать дорожные проблемы, - якутское региональное отделение «ЕР» решила обсудить на круглом столе, пригласив к диалогу все заинтересованные стороны.
Проезды пролегают через Ленский, Олекминский и Алданский районы, их длина составляет более 1800 км. ВТП сооружены «Транснефтью» с учетом новейших технологий и стандартов, которые включают жесткие требования антитеррористической защищенности и безопасности объектов сооружений. Проезды являются объектом повышенной опасности. Прокачка нефти по трубам осуществляется под давлением около сотни атмосфер. По этой причине проезд вдоль трубы предназначен только для ее обслуживания и ликвидации возможных аварий.
В отличие, например, от трубопроводов компании «Сургутнефтегаза», по которым разрешен бесплатный проезд, включая караваны транспорта, осуществляющего Северный завоз, ВТП «Транснефти» - это часть технологий.
Стандарты ВТП сильно отличаются от стандартов, действующих для общедоступных дорог России. Здесь свои углы наклона, радиусы поворотов, ширина и проч. ВТП относятся к IV, наиболее сложной категории. По данным иркутской компании «СтройПроектСервис», обслуживающей ВТП, к примеру, в районе ВТП «км.1765,6- км.1879» (г. Оклеминск) из-за непроходимой тайги и слабых грунтов были установлены гофрированные трубы диаметром 1500-2000 мм, которые защищают от влаги, механического и химического воздействия, но не прочны в отношении горючих материалов. Поэтому на некоторых участках ВТП еще является и пожаронебезопасной, что тоже налагает свои ограничения.
ВТП не предназначены для общего пользования, но местная «Транснефть-Восток» пошла навстречу населению и выработала спецрегламент, в соответствии с которым по специальным разрешениям можно пользоваться бесплатно жителям и гоструктурам, включая машины скорой помощи, полиции, МЧС и прокуратуры. Владельцы коммерческих автомобилей обязаны оформлять разрешительные документы и оплачивать проезд вдоль трубопроводов.
По статистике компании за последние полтора года первая категория воспользовалась ВТП около 2000 раз, вторая 5680. При этом общее количество отказов составило 1161, из которых больше всего пришлось на местных жителей. Основная причина – транспорт не соответствовал требованиям – отсутствовал полный привод или низкий клиренс. Коммерсантам отказали по 417 обращениям. В частности, по причинам характера провозимых грузов. Например, по ВТП запрещено провозить алкогольную продукцию, наркотики, браконьерские грузы.
В последнее время эти отказы зачастую приводили к конфликтам, которые подогревали местные СМИ. В полемику включались местные чиновники, на защиту нечестных коммерсантов вставали общественные организации.
Показателен последний скандал, случившийся в конце июля. Якутское отделение «ОПОРЫ России» обратилось в правительство Якутии и к уполномоченному по защите прав предпринимателей с требованием немедленно спасти водителя «Камаза», Станислава Саврина, который якобы четвертые сутки голодает около КП № 3 ВТП нефтепровода ВСТО, что в 76 км от Ленска. По прошествии трех дней выяснилось, что «хозяин» этого водителя – ИП Данилов Н.Н. не оформил должным образом разрешение на проезд, а потом и вовсе получил официальный отказ от руководства «Транснефть-Восток» в проезде, т.к. на трассе в это время велись ремонтные работы и всё было перекрыто. Господин Данилов всё равно отправил своего сотрудника, не позаботившись о правильных документах, не снабдив пищей, не обеспечив условий безопасного продвижения. Вместо того, чтобы защищать наемных сотрудников от произвола таких ИП, местная ОПОРА пустилась во все тяжкие, защищая якутского ИПэшника, обрекшего своего водителя на голодовку.
На этом фоне вопросы о нормализации местных якутских дорог предпринимателями-водочниками и их покровителями почему-то не поднимается, хотя бюджет Якутии на дорожные цели только в 2017 году увеличился на 416 млн. 831 тыс. рублей. Куда ушли эти деньги – непонятно, видимо, в числе прочего, будут обсуждать на Круглом столе. Но между возможностями региона и реальной дорожной ситуацией до сих пор существуют расхождения, которые местных купцов и «Опору России» не смущают. Видимо, пользоваться «режимными» проездами удобнее из-за того, что нефтяники эти проезды обслуживают за свой счет. Только за прошедший год «Транснефть-Восток» потратила 222 млн рублей на поддержание и ремонт ВТП. При том, что трафик по проездам превышает запланированный уже в десятки раз.
Усугубляют ситуацию отдельные политики и общественные лоббисты, которые через СМИ заявляют о намерении потребовать от «Транснефти» открыть бесплатный доступ для всех категорий автомобилей (что в принципе невозможно) или отдать решение дорожных вопросов федеральным регуляторам в лице ФАС, но почему-то не инициируют вопрос о состоянии муниципальных дорог, на ремонт которых в регионе ежегодно выделяются сотни миллионов. За 2017 год в местный бюджет только «Транснефть» перечислила 5,29 миллиардов рублей. Только за эти деньги можно было содержать в порядке все муниципальные дороги республики.
Сейчас к проблеме присоединилась «Единая Россия», которая, хотя и не имеет отношения ни к технологиям, ни к ВСТО, - все же намерена поддержать интересы местных жителей, а не предпринимателей-водочников и их лоббистов. Может им удастся разъяснить на Круглом столе, чем отличается ВТП от муниципальных дорог и сколько денег будут платить местные жители, если завтра вопросы регулирования проездов по дорогам уйдут в федеральные структуры.
Айсен Яковлев