Сергей Юрков. Часть 4. Зачем уравнивают национализм с нацизмом? Причины появления ДПНИ* и кто «заказал» уголовное дело
SakhaDay продолжает публикацию интервью с лидером первого общественного движения в Якутии Сергеем Юрковым. В предыдущей части интервью Сергей высказал мнение об общественных организациях, которые назвал имитационными проектами, рассказал о попытках суверенизации республики, и о том, почему раздувание темы межнациональных конфликтов 70-х 80-х годов в Якутске напоминают ему попытки «натянуть сову на глобус». В этой части речь пойдет о том, почему он считает себя националистом, как наш собеседник оказался в "членах" запрещенной сегодня ДПНИ* («Движение против нелегальной иммиграции»)*, и когда сблизился с коммунистами. - Помню, что в 90-х я вас спросила, каково ваше отношение к национализму, и вы тогда ответили, что вы за отмену национальности в паспорте.
- Понимаете, я убеждён в том, что национальная самоидентификация, как и вероисповедание — это глубоко личное дело каждого. Поэтому, чем меньше государство лезет в эти области, тем лучше для всех. Не буду обосновывать, это тема отдельной статьи. Однако считаю, что нынешнее положение, когда национальность в паспорте не указывается, но при желании гражданина в паспорт делается вкладыш с указанием национальности — это наилучшее решение из всех возможных вариантов. Теперь о «национализме». Зачастую самый «изящный» способ победить противника - это внушить ему ложную идею/понятие. При правильном раскладе он начнёт воевать сам с собой, ослабляя свой потенциал или вообще уничтожая себя. Например, это история разделения южных славян: народ с единым сербохорватским языком, общим происхождением (посмотрите данные ДНК генеалогии). Вначале разрезали религией: сербы остались православными, хорват обратили в католичество, а босняков/бошняков в мусульманство, потом и государственными границами… и вот результат: единый народ уже четыре столетия небезуспешно уничтожает сам себя. Наша ситуация: северорусские говоры (напр. поморский) отличаются от южнорусских диалектов (напр. донского) гораздо сильнее, чем русский литературный от украинского литературного языка (созданного в 19 веке на базе полтавского и киевского диалектов Котляревский, Коцюбинский). Однако, стоило одной из частей русского народа внушить, что они – сыны «древних укров», потомков трипольцев, а русские – это «москали», ордынцы и к славянам никакого отношения не имеют и всё… Поэтому давайте вначале наведём порядок с использованием понятий, терминов и их определений. Как видим понятия - это очень серьёзно. Нас уже фактически приучили писать слова «национализм», «нацизм», через запятую, фактически поставив знак равенства между этими терминами. Кто подкидывает нам эту ложную концепцию? На мой взгляд, те, кто заинтересован в исчезновении национальной самоидентификации, уничтожении государственных, национальных и даже семейных скреп, кто желает атомизации общества, окончательного превращения его в толпу. Толпе проще внушить любые «идеи», а под их соусом бить и грабить людей поодиночке станет ещё сподручнее... Попробуем разобраться с определениями. Что такое патриотизм? Patria (др.гр. «родина»), получается любовь к своей Родине. Ответьте себе на простой вопрос: «Любовь к своей стране — это нормальное чувство?». Я уверен, что 99% скажут «ДА». Именно патриотизм, в первую очередь, скрепляет в единое целое страны. К середине нулевых эта нехитрая мысль дошла и до голов наших «господ» и вместо: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» и термина «краснокоричневые», появилось: «Я горжусь» и «Бессмертный полк». Однако, что такое патриотизм в своей крайней форме? Это «шовинизм» или «империализм». Стремление к тому, чтобы твоя страна господствовала над всеми другими. Это уже агрессивная политическая концепция и совсем другая смысловая нагрузка, правда? Что такое «национализм»: лат. natio (рождение, происхождение; племя, народ). Значить если патриотизм - это любовь к своей стране (Patria), то национализм - это любовь к своему народу (natio, фр. national «национальный, народный» ). Что такое «нацизм» - проповедь идеи национального и расового превосходства над другими народами, крайняя форма национализма, оформленная в виде агрессивной политической идеологии. Совсем не одно и тоже, что «любовь к своему народу», не правда ли? Я очень хорошо понимаю: куда может завести удачно подкинутая народу ложная идея… Поэтому несмотря на то, что меня постоянно «шпыняют» этим словом, не откажусь от его правильного употребления. Кстати, в сталинское время к употреблению терминов подходили ответственно. Боролись не с национализмом, а с «буржуазным национализмом», т.е. с попытками получить преимущества для своей национальной группы за счёт других. С проповедью об отсутствии классовых конфликтов внутри определённого народа. Пропагандировали «интернационализм», как основу дружбы между народами и укрепления классового сознания, и боролись с «безродным космополитизмом», отрицавшем национальную интересы и особенности. Я русский и горжусь этим, я люблю свой народ, поэтому считаю себя националистом и не вижу в этом ничего плохого. Более того, я при этом интернационалист, т.к. «национализм» не подразумевает ненависти к людям иной национальности. Именно поэтому, я легко нахожу общий язык с настоящими якутскими националистами. Потому что и якутский национализм - это не ненависть к русским, армянам и пр., а любовь к своему народу, забота о его культуре, интересах, будущем. Между нами нет серьёзных противоречий, потому что и русские, и якуты относятся к одной «евразийской» цивилизации. У нас схожий менталитет и общие культурные коды. Поэтому между нами так мало серьёзных конфликтов, о которых мы говорили до этого. Зона конфликтов – это зоны цивилизационных разломов, границ цивилизаций. Например, наиболее жёсткий конфликт у нас проходил в Чечне: в зоне сопряжения евразийской и мусульманской цивилизаций. Сейчас на «Украине» – зоне столкновения Западноевропейского и Российского (евразийского) суперэтносов. Почему столько ребят-саха, бурят и др. поехали воевать в Новороссию, потому что они безошибочно почувствовали «свою» сторону в этом столкновении миров. Мы народы – симбионты, взаимно дополняем и обогащаем друг друга. Поэтому, несмотря на все попытки «столкнуть нас лбами», в Якутии самое большое в России количество смешанных браков! Недаром настоящие якутские просветители, искренне заботившиеся о своём народе: Платон Алексеевич Ойунский, Алексей Елисеевич Кулаковский, Владимир Михайлович Новиков и др. проповедовали дружбу русского и якутского народа, как залог сохранения самобытной национальной культуры и будущего народа саха… К сожалению, многие «политики», руководствуясь сиюминутными интересами, играют на национальных чувства саха, используя их как разменную монету. Пользуясь наивностью и политической незрелостью «своих» избирателей, они из года в год от выборов к выборам вещают о необходимости защищать интересы именно якутов. Люди им верят, а потом начинают удивляться: куда делись наши национальные богатства, цвет горнорудной промышленности – весь в частных руках! «Опять русские украли» - подскажет какой ни будь подлец и голосования начнутся по новой… Это не якутские националисты - это национал-предатели! Я понимаю, что тяжкий труд, особенно на селе, не способствует политической грамотности. У людей реально нет ни времени, ни возможностей зайти на сайты Ил Тумэн и Госдумы и посмотреть, как голосуют их избранники. Однако где сельская молодежь?! Именно они: вместо того, чтобы кричать на форумах о любви к своему народу, о готовности его защищать, должны были заняться новым просвещением земляков! Реальной защитой их интересов! Возьмите ручку и листочек и запишите: какие избранники, члены каких партий голосовали за распродажу республиканских активов? Поинтересуйтесь кто был против и почему? Неужели невозможно объяснить очень практичному, вдумчивому, самим суровым климатом наученному загадывать вперед народу, где его интерес? В том, чтобы во власть проходили «земляки», постоянно клянущиеся защищать его «национальные» интересы, но предающие экономические на каждом шагу? Или в том, чтобы быть с теми, кто остался интернационалистами и проповедуя дружбу между русским и якутским народом, мешает их обворовывать и вместе, и порознь?!! Вспомните, что молодость и полученное образование не только новые личные возможности, но и новые обязанности, перед своим народом!
- Каким образом произошел ваш переход в ДПНИ*, организацию, которая в 2011 году была признана экстремистской? Как сейчас вы оцениваете деятельность этой организации? Знакомы ли вы с бывшими лидерами ДПНИ* Александром Поткиным (Беловым) и Станиславом Белковским?
- Для начала: в ДПНИ* я не «переходил», впрочем, давайте по порядку. Как я уже рассказывал: весной-летом 1990 года стали зримы «неформальные» подвижки в ранее единой республиканской партноменклатуре. Значительная часть этих людей не имела никаких убеждений, и членство в партии было для них лишь трамплином в карьере. Поэтому, почувствовав угрозу своим уютным креслам, они начали переобуться в прыжке, перекрашиваясь в уже «националистические» цвета. Для этой породы людей, убеждения – тяжкий груз, а лозунги - способ сохранения себя любимых во власти. Именно поэтому, хапнув «суверенитета сколько хотите», Якутия за какие-то 25 лет растеряла практически всё, ранее общенародное, достояние. Именно с ними я столкнулся, вернувшись в Якутск, после участия в событиях августа 1991 года (желающие подробностей – сайт Уххана, моя статья в 2-х частях «Балетный «путч» августа 1991 года».) Вся бывшая партноменклатура, сохранившаяся у власти, стала ну очень «демократической», однако теперь ненавидела меня уже, как «врага якутского народа». Ведь я выступал против суверенитета Якутии! Я объяснял уже, почему между русским и якутским народами нет серьёзных межнациональных конфликтов. К тому же экономические интересы объективно толкали нас к объединению в деле защиты от расхищения, общенародной собственности. Однако задачи бывшей партноменклатуры были иными… Им необходимо было создать идеологическое обоснование собственного сохранения у власти и получить ресурс для торговли с федеральным центром. Поэтому, вместо мифа о проклятом царизме, появился миф об угнетении якутов при советской власти. Причём проповедью этого занимались одни и те же люди! А для того, чтобы столкнуть экономически, начали негласно проводить политику «коренизации» итд. В общем ничего нового: старая политика «разделяй и властвуй», но на «новый лад», действовала, как всегда безотказно. В этой ситуации я активно поддержал создание Русской общины, как инструмента для защиты интересов русского населения. Насколько помню, возглавил её тогда Юрий Поздняков. Я занимался тогда Независимым профсоюзом, поэтому только вошёл в правление. Политически, после расчленения союза, а особенно после госпереворота, устроенного Ельциным в октябре 1993 года, я сблизился с нашими коммунистами. Потому что карьеристы ушли, а коммунисты остались. По-поводу Белова – да я с ним встречался пару раз в Москве, после того, как против ребят возбудили дело. Считал, что они должны были помочь. Впечатления не произвёл – гладенький, интеллигентный, не в меру «благополучный». Провокатор или дурак – не знаю, однако впечатления фанатика не произвёл.
Жалею ли я о том, что сделал – нет! Если это и была провокация – всё же пару мальчишек из Якутска и с десяток из Нюрки я от скиновской шизы отвратил. Возможно, я кому-то и испортил продуманную «игру», но движение скинов в Якутии так и не появилось.
- Вернемся в 2008 год, когда вас обвинили в организации распространения листовок против гастербайтеров, вас осудили на два года. Вы вину свою не признали. А сейчас какая ваша позиция? К слову, многие признают вашу правоту, в том числе и правоохранители. Читала воспоминания следователя Антона Новикова о вашем деле. Вот что он сказал, практически поддержал вас: «В Нерюнгри я расследовал дело об экстремистской деятельности. Сергей Юрков (лидер «Русской общины г. Якутска») распространял с помощью несовершеннолетних листовки экстремистского содержания, направленные против китайских рабочих, привлеченных к строительству нефтепровода ВСТО, — рассказывает следователь. — Конечно, выступил он несколько странно, однако многие якутяне его действия одобряли. — Это неправильно, что на больших мегапроектах зарабатывают иностранцы. В Нерюнгри в то время не было работы — «Мечел» только купил «Якутуголь», начались сокращения, оптимизация, как тогда говорили. По-человечески Юрков был прав, однако способ, который он избрал для противодействия этому явлению, запрещен Уголовным кодексом, тем более, что вовлек несовершеннолетних. Он образованный, начитанный. Очень хорошо знает историю, литературу, разбирается в юриспруденции, одним словом, интеллектуал. Но что делать? Экстремистские призывы в его листовках содержались. Следовательно, был состав преступления».
- Про предысторию и «странности» этого дела я уже рассказывал. Для тех, кто не стал читать подробности на сайте у Уххана (там выложены рассекреченные документы моего дела) дополню. Экспертизу, на основании которой меня осудили, заказали не существующей организации, которая была учреждена, только через три месяца после изготовления экспертизы (в деле есть документы). Экспертизу выполняла Хлебникова Эльвира Владимировна (работник ЯГУ), не имеющая аттестата на право производства судебных экспертиз. Ну и для адвокатов и вообще знакомых с УК: которая к тому же выступала в моём деле свидетелем! Однако меня всё равно осудили, Вы спрашиваете почему? Я считаю, что просто совпало слишком много факторов. Вспомните, как развивались события? Ведь в Нерюнгри действительно произошёл поджог общаги с китайскими рабочими! Поджигателей ведь так и не нашли! Очевидно и Москва и Штыров требовали результата: ведь ВСТО объект действительно стратегического значения! Отчитываться то о чём-то надо было?... Я учил людей бороться, в том числе и против незаконного привлечения гастарбайтеров, законными методами. Я предупредил мэрию о готовящемся митинге, об этом была информация в тех листовках, написали в прокуратуру заявление о нарушениях при привлечении и размещении трудовых мигрантов. Фактически, мы просто оказались «на виду» и «под рукой» – вот и результат. Не исключаю, впрочем, и «нежной заботы» в моём деле, тех, кто не забыл мне мои бурные 80-е и 90-е годы. Почему я не стал обжаловать своё дело до Страсбурга, где я абсолютно точно выиграл бы, и мне предлагали помощь? Можете меня считать дураком, но потому что ситуация в России начала меняться, и я посчитал неправильным, обращаться за помощью к её врагам. Что касается Новикова: негоже старшему следователю обладать девичьей памятью. Ни один несовершеннолетний в моём деле не фигурировал и листовок не клеил! Для этого достаточно посмотреть материалы «дела». Как состряпали экспертизу - я уже рассказал. Впрочем, на Антона у меня обид – нет, у него единственного хватило совести извиниться за происходящее. Для меня, оказавшегося ни за что в тюрьме это было тогда психологически очень важно. (продолжение следует)
Вопросы задавала Аида Иванова
*ДПНИ ("Движение против нелегальной иммиграции") - Признано судом экстремистским и запрещено в апреле 2011 года, 9 августа 2011 решение суда вступило в законную силу. ***
Обращаем внимание, что сегодня Сергей Юрков собирает сведения для книги о «Радикале». Пользуясь случаем, он обратился к участникам тех интереснейших событий: «Друзья мои! Я решил обратиться к вам за помощью в написании книги о «Радикале», о том сложном времени, полном надежд и разочарований, о нас всех. В его деятельность, через митинги, поквартирные обходы и др., были вовлечены десятки тысяч, а непосредственно участвовали в работе, за время существования, несколько сот человек. Все они имеют право на то, чтобы их бескорыстное служение своим идеалам, нашло наконец отражение в истории нашей Якутии и страны в целом. Тем более, что мы были первыми не только в Якутии: члены «Радикала» выезжали в Новосибирск, Иркутск, Кемерово, Москву и др. города… Уверен им там тоже есть, что вспомнить и рассказать о нас. Надеюсь это будет наш общий проект. Книга мыслится, как сборник воспоминаний, объединенных общей идеей и последовательностью изложения. Надеюсь к концу будущего года её издать. Однако тут, в этом сообществе, все Ваши воспоминания останутся навечно, как памятник эпохи. Прошу Вас делиться тут своими рассказами о том времени, размещайте свои фотографии, видео, документы, всё что Вы посчитаете полезным и интересным другим участникам и нашим детям. Давайте вместе напишем историю нашего времени. С Богом! Ваш Сергей Юрков Адреса: http://histore-radikal.livejournal.com/ История нашего времени в фэйсбуке: https://www.facebook.com/groups/1383901538360268/ Начало и продолжение интервью по ссылкам: Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 5. Часть 6.