×

А снос и ныне там. Как уничтожают историю Якутска

10:01 - 26.4.2019
А снос и ныне там. Как уничтожают историю Якутска

Недавно побывал в краеведческом, как его продолжают называть, музее имени Ярославского. Поразила экспозиция старинной утвари XIX века. Массивные серебряные кресты, серебряные ложки с выгравированными инициалами их прежних владельцев.

Чем отличается серебряная ложка 70-х годов девятнадцатого века от своей замечательной современной копии? Тем, что она подлинная. Старинная – потемневшая, в черных точках, с неровным краем, который говорит о том, что ей активно пользовались, – настоящая. А скопированная, блестящая подделка – в лучшем случае просто хорошая.

Настоящее и даже очень хорошее – это абсолютно разные вещи.

Памятники истории и культуры – настоящие. Они действительно были построены знатными мастерами. В них действительно жили, работали люди, оставившие след в истории. Они впитали в себя время. В этом их ценность. Даже самая искусная подделка их не заменит. Поэтому необходимо беречь то, что еще осталось. Других таких памятников больше не будет. Никогда.

 Их руки не для скуки

Что такое Старый Якутск и есть ли он вообще – вопрос до сих пор открытый. Каждый отвечает на него по-своему. Для кого-то олицетворением Якутска является район «Старого города», расположенный в треугольнике улиц Чернышевского, Аммосова и Кирова, для других – туристическая витрина комплекса «Чочур Муран», а для третьих – облезлые подворотни Залогом.

Но формально старым городом считается рядовая историческая среда, простые старые дома, деревянная и каменная летопись былой повседневности. Одним они отрада глаз и несомненная общечеловеческая ценность, другим – ветхозаветный хлам. Создается впечатление, что старый Якутск – это и не город вовсе, а фантом, мистическое видение.

Сегодня Якутск находится на пике очередного витка сносов, начавшегося лет 10 назад. Интересно проследить, как то, что еще недавно расценивалось как «наше наследие», перешло в разряд антисанитарной рухляди. Историко-художественная ценность старых домов осталась прежней, но их значимость подверглась радикальной переоценке.

В 2002 году был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В то время еще не существовало полного реестра памятников, они не были разделены на объекты регионального и федерального значения и в том, что касалось собственно «предметов охраны», также царила полная неясность. Однако закон запрещал приватизацию памятников. За прошедшее время в этой области мало что изменилось, однако Государственная дума в 2010 году отменила мораторий по той причине, что памятники находятся в плачевном состоянии. У государства, мол, на реставрацию денег нет, и если срочно не передать их в заботливые руки бизнесменов, они рухнут.

Бизнес, впрочем, и раньше активно работал с памятниками. Для этого заключался инвестиционный контракт с городскими властями. Бизнес-структура как инвестор брала на себя обязательство произвести реставрацию здания, сохранив, к примеру, фасады и внутреннюю планировку. За это ей разрешалось использовать памятник под свои нужды – устраивать там ресторан, магазин или офис.

Научная реставрация старых зданий – это кропотливая, долгая работа, требующая применения специальных технологий и материалов. Инвестору, нацеленному на получение быстрой прибыли, дешевле не втягиваться в эту «возню», а снести строение и поставить на его месте новое, которое с виду напоминает прежний памятник, но на самом деле его муляж или, вернее сказать, выпотрошенное чучело. От памятника оставляют фасад, а все «родные» внутренности, перекрытия выбрасываются и заменяются современными материалами.

 Такая практика в последние годы широко применяется в столице республики. Официально она называется «воссозданием памятников». Ее плоды можно лицезреть в виде новых помпезных строений в центре города, выросших на месте прежних облупленных особняков, где каждое окно дышало историей.

Как создают «новоделы»?

Закон запрещает снос исторического памятника. Чтобы его снести, инвесторы применяют разного рода уловки. Самая простая – пожар. Другая уловка, позволяющая снести памятник, – лишение его статуса культурного и исторического наследия. Это хлопотно, говорят, делается за откаты, но путь опробованный. Однако самый распространенный способ освободить участок земли от исторической развалины – снести ее по причине аварийного состояния. Памятник начинают «реставрировать», затем он, типа, не выдерживает даже легкого прикосновения. Тогда вызывается комиссия, власти принимают решение, что дом был слишком старым и отреставрировать его нереально.

Здание Якутской прогимназии – образец рубки угла «в лапу».
Здание Якутской прогимназии – образец рубки угла «в лапу».

Интересно, что «новодел» можно потом восстановить в статусе памятника. А можно и не восстанавливать. Все зависит от желания инвестора и его финансовых возможностей.

Здание Якутской классической мужской прогимназии – одно из самых старинных зданий города, построено на месте отделения Российско-Американской компании. Учебное заведение, освященное епископом Дионисием, распахнуло свои двери в 1869 году. В этом здании обучались впоследствии выдающиеся деятели Якутии: Константин Неустроев, Василий Никифоров, Алексей Кулаковский, Гавриил Ксенофонтов, Петр Староватов и многие другие, внесшие огромный вклад в культурное и общественное развитие республики.

Такого города в Сибири больше нет

По мнению специалистов, сохранившиеся старые здания Якутска пока еще представляют собой один из самых выдающихся архитектурных ансамблей Сибири, городской силуэт столицы, особенно в районе Залога, уникален. Деревянные дома неповторимы по композиции, кладке, рубке и общему эстетическому восприятию, потому что они выполнены якутскими мастерами-плотниками, которые передавали свои секреты из глубины веков. Наши мастера по дереву всегда славились – у них свой почерк, свой взгляд на дерево. Недаром епископ Аляскинский и Якутский Иннокентий Вениаминов привлекал их для рубки церквей, которые выполнялись без единого гвоздя. Кстати, практически вся Русская Америка застроена храмами и часовнями, авторами которых являются саха. И они на Аляске, в Северной Калифорнии сохранились в подлиннике.

Известный писатель Айсен Дойду справедливо считает, что у нас на глазах один из старейших городов Сибири изо дня в день теряет свое славное историческое лицо:

«Во всем мире уважают свое прошлое, стараются бережно сохранить все памятники и постройки. Только в Якутии не уважают. Стыдно...

Новая архитектура из железа, камня и бетона никак не передает исторический стиль, северное своеобразие Якутска, его уникальный образ и дух. В городе царит эклектизм и безвкусица. Для кого понастроили столько торговых центров, взамен снесенных старых домов и скверов? На историю Якутска бизнесменам плевать, у них напрочь отсутствует чувство здорового патриотизма!».

Бульдозером по жемчужине архитектуры

Один из памятников архитектуры города – здание Якутского реального училища, построенное в 1911 году. Располагается оно на бывшей улице Полицейской, ныне Ярославского, 32. Сегодня оно смахивает на «Дом Павлова» в Сталинграде, искореженный фашистами в годы Великой Отечественной войны и оставленный в таком виде в назидание потомкам.

Реальное училище в 1913 году
Реальное училище в 1913 году

Еще в 2007 году вышло постановление тогда мэра Ильи Михальчука о сохранении и восстановлении здания. Одним из пунктов значилось размещение в его стенах Музея истории Якутска. Намерение благое, тем более что музей столицы имел бы не столько муниципальное, сколько республиканское значение.

Правое крыло действительно начали было ремонтировать, но потом выделенные на эти цели деньги куда-то испарились и работы не были закончены. Ныне здание находится в собственности республики на балансе Министерства имущественных и земельных отношений, но какого-то конкретного решения по этому дому нет. Оно продолжает потихоньку рассыпаться, превращаясь в отхожее место для бичей и неосторожных поклонников Бахуса.

Реальное училище сегодня
Реальное училище сегодня

Рядом с ним, на углу улиц Ярославского и Кулаковского, располагается другое старейшее здание Якутска – мужская прогимназия. На сегодняшний день оно находится в оперативном управлении республиканского Музея музыки и фольклора. Несколько лет назад его хотели снести, но возмутившаяся общественность города в лице Айсена Дойду, председателя Клуба старожилов столицы Галины Расторгуевой, тогда председателя Союза писателей РС(Я) Егора Неймохова, председателя горсовета ветеранов войны и труда Секлетеи Курчатовой отстояла здание. Понадобилось вмешательство в то время вице-президента Евгении Михайловой, чтобы бульдозер по жемчужине якутской архитектуры не прошел.

На пересечении Полицейской и Логовой

– Комплекс зданий прогимназии и реального училища для нашего города уникален, – говорит кандидат исторических наук, летописец Якутска Пантелеймон Петров. – Этот участок до 1867 года принадлежал Российско-Американской компании. После продажи Аляски РАК свернула свою деятельность и в конце 60-х годов XIX века все постройки и участок были переданы в дар городскому управлению. Рядом со зданием прогимназии по улице Логовой были построены два дома для его преподавателей.

А напротив в снесенном, к сожалению, строении, где сейчас располагается жилой дом с различными офисами и торговым центром на первом этаже, проживал священник Николай Аркадьевич Лебедев. Он известен тем, что его младшая дочь Елизавета в Петербурге, где она получала высшее образование, примкнула к террористической группе социал-революционеров. Участвовала в организованном эсерами убийстве графа Кутайсова. Военно-полевой суд приговорил ее в числе семи осужденных к повешению, что и было исполнено в 1907 году. Ну и, конечно, этот уголок старого Якутска примечателен тем, что во дворе располагается знаменитая «Шахта Шергина»…

 * * *

С 1920 по 1934 годы в зданиях каменного реального училища и деревянной прогимназии располагались различные организации – «Холбос», «Тус-Балык», «Якутпушнина», «Якутдортранс» и другие. В 34-м году ХХ века здесь начал свою профессиональную деятельность первый вуз Якутии – Педагогический институт. Это альма-матер таких известных ученых, писателей, как Г.П.Башарин, М.С.Иванов-Багдарыын Сюлбэ, В.С.Яковлев-Далан, Семен Данилов и других. Вплоть до начала этого столетия здания принадлежали ЯГУ, здесь в разные годы размещались историко-филологический и инженерно-технический факультеты, военная кафедра, кафедра анатомии Мединститута. Но как только университет передал их в другие руки, дома стали постепенно приходить в негодность, из них ушел дух веков и студенчества…

Георгий СПИРИДОНОВ, Sakhaday.ru