Борющаяся за право вернуться в Якутию британка о жизни в Ирландии и в Закавказье
Как стало известно сетевому изданию SAKHADAY, британка Сара Луиза Томпсон обжалует решение Верховного суда Якутии, которым в удовлетворении её административного искового заявления к МВД по Республике Саха (Якутия) об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отказано.
Напомним, что в декабре прошлого года якнет облетела информация о том, что гражданка Британии оспаривает в суде решение МВД по РС(Я), предписывающее ей покинуть территорию Российской Федерации. Иск в судебный орган Сара Луиза Томпсон, учительница английского языка Международной арктической школы, подала в начале декабря. А первого марта Верховный суд Якутии в удовлетворении иска отказал.
Не смирившись с таким решением суда, Сара обжаловала его.
- Ведь я ничего плохого, ничего противоправного не сделала. Я бы поняла, если бы меня в чём-то обвинили, тогда я могла бы сказать или доказать, что это ложь. Меня ни в чем не обвиняют, но сказали, что моё нахождение в России нежелательно, и для безопасности страны я должна покинуть Россию на три года. Сейчас подала апелляционную жалобу, скоро она будет рассмотрена в Новосибирске. Если проиграю, буду обжаловать дальше, хотя, скорее всего, ничего хорошего из этого не будет, но ведь надежда умирает последней, - говорит Сара.
- Сара, как сложилась ваша жизнь после Якутска?
- 25 октября 2023 года мне запретили находиться в России. Я была растеряна: что делать, куда ехать? И я выехала в Армению, потому что это близко и недорого. Мне очень понравилось в Армении: люди такие добрые, все говорят на русском языке, страна дешёвая и ещё там очень красивая природа. Я хотела там остаться, но не смогла найти работу учителя. Потом была неделя в Тбилиси, это же рядом. Я подумала: «Раз я в Ереване, то почему бы не поехать в Тбилиси?». Там, конечно, тоже хорошо, но в Армении лучше. Вот если бы я поехала сначала в Грузию, а потом в Армению, было бы все хорошо. Но после трех чудесных недель в Армении, Грузия – не совсем то.
А 1 декабря я улетела типа домой, в Ирландию, жила четыре месяца в городе Белфаст, где снимала комнату. Родители жили неподалёку, я работала в магазине для благотворительности. Это было волонтёрство, я не получала зарплату, но мне надо было что-то делать, чем-то заниматься и вообще, я всегда хотела работать в благотворительном магазине. Одновременно помогала родителям, потому что они у меня оба очень пожилые. Сейчас у отца серьёзная стадия деменции, он помнит только детство, плюс к этому у него онкология.
Дорога Гигантов, Ирландия
На прошлой неделе родители переехали в дом престарелых. Знаю, что в России это не принято и не одобряется обществом. Но у нас это принято и считается нормальным, у нас очень много таких домов. Правда, это стоит очень дорого, примерно 1000 фунтов в неделю за человека (это более 100 000 рублей). Нам пришлось продать дом и всё имущество. Поэтому на западе люди копят зарплату всю жизнь, чтобы потом, в старости, жить в таких домах, оплачивать их услуги. Понимаю, что в России люди, наверное, думают, что я должна была вернуться, жить с родителями. Но чем я могу помочь больному с деменцией и онкологией? Ему нужен врач и специальный уход постоянно, а там всё это есть.
Одновременно я искала работу на сентябрь в школе, неважно где, но только в школе, чтобы учить старшеклассников. Подала документы в Гонконг, в Дубай, в Швейцарию, в Румынию в Черногорию, в Азербайджан...
И вот в Азербайджане меня приняли на работу уже сейчас, хотели, чтобы с мая начала работать. 30 апреля я прилетела в Баку, а 1 мая был мой первый рабочий день в Международной школе для подростков. На самом деле, это школа для детей всех возрастов, но я буду работать только с подростками. Наша школа находится не в центре Баку, и я с ужасом узнала, какие здесь пробки, какое движение.
Пока ничего сказать про школу не могу, но меня здесь ждал приятный сюрприз: мой руководитель теперь – это мой бывший коллега, американский учитель, с которым я когда-то работала в Москве.
- Как вам в Баку?
- Здесь жарко и очень ветрено. Думала, что только в Ирландии бывает такой сильный ветер, в России такого не видела никогда. Сегодня, когда была на улице, меня чуть ветром не снесло (смеётся).
Меня в Баку очень тепло встретили, предоставили просто шикарную квартиру. Я никогда не видела квартир такого качества. А школа полностью международная, здесь очень много иностранцев как среди учеников, так и учителей, включая русских, есть большой состав русских учителей. Рада, что могу продолжать общаться на русском языке. После отъезда в Ирландию, дней через 10, я почувствовала, что теряю русский, что приходится подбирать, искать слова. Это было просто ужасно, ведь это сложный язык, и я совсем не хочу его потерять!
Также хочу изучать азербайджанский язык. Пока, конечно, не нашла учителя, просто спрашиваю, как сказать то или иное слово. Это очень интересный язык, похож на якутский, потому что тоже тюркский язык, и я поняла, что цифры почти одинаковые. Хотелось бы больше знать про азербайджанскую культуру, надеюсь, что еда здесь мне понравится, и я полюблю местную кухню так же, как люблю якутскую. В общем, жду, что здесь будет много интересного, - поделилась Сара.
Я думала, что на такой оптимистичной ноте закончится наше интервью, как вдруг после небольшой паузы женщина со вздохом продолжила разговор.
- Но я до сих пор очень сильно скучаю по Арктической школе, мне невозможно думать о моих учениках и не плакать. Думала, что через три года, когда мне можно будет вернуться в Россию, приеду именно в Якутию. Но мне как-то на Западе попалась статья о том, что Айсен Николаев запретил иностранцам работать в Якутии. Это очень печально для меня, ведь я больше не смогу вернуться в любимую Якутию, не смогу работать в своей школе, - сказала на прощание Сара Томпсон.
Культовый символ Британии-скалы Семь сестёр
UPD После первого интервью Сары Томпсон, данному SAKHADAY, читатели увидели Якутск и Якутию её глазами и многие были удивлены, что, оказывается, жизнь в городе бьёт ключом. Сара посещала мастер-классы в «FoodLifeStudio», «Kraft» и «ArtFox», к ысыаху сделала себе якутские украшения, которые, кстати, ей очень идут, научилась готовить блюда якутской кухни, серьёзно занималась танцами.
На фотографии, где Сара запечатлена возле культового символа Британии – белоснежных скал Семь сестёр, корреспондент SAKHADAY заметила у неё серьги работы Раисы Плетцер. «Да, меня три пары серёжек от неё. И ещё как минимум, четыре – серебряных якутских. Я их ношу каждый день и получаю массу комплиментов», - с гордостью ответила Сара.
На фото: Гора Арарат и монастырь Хор Вирап в Армении