Еще раз о гендерном воспитании: «Не воспитывайте роль, растите личность»
Мнение якутского педиатра Анастасии Саввиной о том, что девочек нужно ориентировать на замужество и многодетность с раннего возраста, а также ее размышления о маскулинизации женщин, вызвали широкое обсуждение среди читателей SakhaDay.ru. В связи с чем интересно выслушать позиции — правозащитницы, психолога и общественницы.
Для начала отметим, что вовлеченность якутян в вопросы воспитания подрастающего поколения похвальна. Надеемся, что с помощью споров и обмена опытом наши читатели смогут нащупать «золотую середину» в подходах к обучению девочек и мальчиков.
«Образование, карьера, самостоятельность — не враги материнства»
Председатель женской организации «Ты не одна, с тобой Якутия» Томарико Дьячковская прокомментировала, что то, что описала Анастасия Саввина — это не путь к счастливым семьям. С ее слов, именно патриархальный уклад общества привел нас к той реальности, где женщины годами терпят насилие, а мужчины считают себя вправе его применять.
— Мальчиков непомерно балуют в семьях по сравнению с девочками, в первую очередь, матери, выросшие с теми же патриархальными установками. Мать и отец любят сына особой любовью, потому что их убедили: только мальчик может добиться успеха в карьере и спорте, принести удачу роду и семье.
А девочек воспитывают совершенно иначе. Их учат быть «мягкими, добрыми и скромными», сидеть дома, ничего не решать самостоятельно, ждать «белого принца на коне» — воспитывают в полном инфантилизме. Из-за этого женщины потом долго не могут понять: а могут ли они вообще взять инициативу на себя хоть где-нибудь? Могут ли они что-то решать?
Мальчики, выросшие в таком патриархальном обществе, которое описывает статья, вырастают безответственными. Они искренне думают, что им и так все положено — просто потому, что они МУЖЧИНЫ. Уважение не надо нигде заслуживать, оно им якобы принадлежит по праву рождения. Женщин они не уважают как класс — ведь с детства впитали, что женщина — это существо второго сорта, чья единственная ценность в том, чтобы рожать детей и готовить еду. Именно из-за такого положения вещей девушки становятся маскулинными: после родов понимают, что только они сами могут себя обеспечить, а мужья не в состоянии их обеспечить из-за избалованности, еще и руки распускают. При этом в каждом конфликте мамы мужей поддерживают такое поведение.
И вот результат: за два года работы нашей организации мы видели сотни женщин, которые не могут уйти от домашних тиранов. Они терпят побои, унижения, психологическое насилие — потому что их с детства учили терпеть, быть «мягкими и скромными», не возражать мужчине. Они экономически зависимы — потому что их не учили строить карьеру, быть самостоятельными. Они не верят в себя — потому что всю жизнь им говорили, что их главная роль — быть женой и матерью, — рассказала Томарико.
Правозащитница подытожила, что предлагаемая модель воспитания — это не возвращение к «традиционным ценностям», это прямой путь к воспроизводству насилия из поколения в поколение. С ее слов, обществу нужны сильные, образованные, самостоятельные женщины, которые могут обеспечить себя и своих детей, могут сказать «нет» насилию. Также нужны эмоционально зрелые мужчины, которые умеют выражать чувства словами, уважают женщин как равных, понимают, что быть мужчиной — это не привилегия, а ответственность. Образование, карьера, самостоятельность — это не враги материнства. Это то, что дает женщине выбор и защиту. Это то, что спасает жизни.
«Там, где один сценарий — там нет выбора»
Психолог Зинаида Климова отметила, что самые гармоничные взрослые — это те, у кого в детстве было право на эмоции, исследование интересов, выбор и собственную самостоятельность. А подавление как раз и ведет к тем самым «дегенерациям ролей», которые пугают часть общества.
— Как психолог я иначе смотрю на этот вопрос. Дети не должны подстраиваться под «правильные роли», но взрослые должны создавать условия, где девочки и мальчики могут свободно искать свое «я».
Гендер — это не ножницы. Он не исчезает, если дать девочке машинку, а мальчику куклу. Наоборот, когда детям запрещают какие-то интересы, эмоции или способы поведения, возникают как раз те крайности, о которых часто говорят.
Гипермаскулинность у женщин, когда всю жизнь убеждали быть «сильной и без чувств» или видела будучи девочкой, как мама была сильной и справлялась сама.
Гиперфеминность у мужчин, когда запрещали выражать страх, грусть. Разные ситуации могут быть. Например, когда была гиперопекающая мама, которая не дает право на риск. Или папа, который воспитывал жестко, спутанные понятия как уважение=страх сформировали мягкость в поведении, потому что так безопаснее.
Здесь мы говорим о паттернах поведения, а не гендерную идентичность. То есть разрушает социальные роли давление.
Девочке не вредно мечтать о семье. Но если ее ориентировать только на семью с детства, то как она потом сможет выбрать образование, профессию, путь? Там, где есть только один сценарий — там нет выбора. Мальчику не вредно плакать. Но если ему говорят «не ной, ты мужик», то он перестает понимать свои эмоции и в отношениях это потом болезненно отражается на всех, — поделилась Зинаида.
Зинаида выделила, что современная задача воспитания — не формировать образ будущей матери или добытчика, а помочь личности вырасти со своей волей, мечтами и границами. В конце концов, каждый родитель хочет единственного, чтоб ребенок был счастлив. А для этого нужно уметь слышать ребенка и давать ему поддержку в его выборе. Девочка сама может решить, кем ей быть: ученой, врачом, мамой пятерых детей или всем сразу. И оба варианта будут равноценны, потому что это ее выбор, а не чей-то план на ее будущее.
«Мы можем оставить девочек без детства»
Инициатор женского форума «Не бойся быть громкой» Лариса Романова увидела в подобном методе воспитания риск ранней беременности у девочек-подростков.
— Мы не средневековое государство, чтобы обучать девочек раннему замужеству и материнству с большим количеством детей. Я возмущена этим предложением.
Если в школах будут делать упор на том, что девушка должна родить много детей и сидеть дома, то мы просто-напросто оставим девочек без детства, юности и студенчества, — поделилась Лариса.
В свою очередь, Лариса Романова предложила, чтобы отцы покупали своим дочерям квартиру до замужества. Таким образом, у девушки будет свое безопасное место, куда она сможет уйти в случае домашнего насилия. Ведь многие женщины терпят плохое отношение к себе, потому что им некуда податься.
*** *** ***
В целом, мнения трех собеседниц с опытом материнства — правозащитницы, психолога и общественницы можно обобщить простыми словами: "Не воспитывайте роль, растите личность". Однако важно отметим, что последнее слово в воспитании и подходе к обучению ребенка стоит за родителями.
