Какими были якутские священники: «Это был оригинальный, горячий и вспыльчивый монах. Но добрый по душе…»
Представляем уникальные воспоминания очевидца и свидетеля событий конца 19 в. – начала 20 века. Сохранившиеся дневниковые записи, позволяют нам узнать чуть больше о якутских священниках. И не простых попов или дьяконов, а епископов, главах Якутской епархии: какими они были по своему характеру, в общении с простыми людьми, в быту и т.д.
«Якутские архиереи помещались в Спасском монастыре (сейчас это территория Краеведческого музея им.Ярославского, - прим.), обнесенном со всех четырех сторон кирпичной стеной, на берегу высыхающего озера близ проходившей протоки реки лены, на краю города. Во дворе монастыря стояла большая каменная церковь, возле нее с одной стороны деревянная часовня, а с другой – деревянная церковь. Кроме того помещался двухэтажный архиерейский дом с амбарами и надворными постройками и дом духовного правления, вросший в землю от ветхости.
До 1870 г. область управлялась Иркутскими архиереями. И только в середине 70-х годов назначили архиереем почтенного протоиерея Димитрия Хитрова, дав ему имя Дионисия.
Архиерей Дионисий строго держал попов
Это был знаток якутского языка; он составил якутскую азбуку на славянском языке и якутскую грамматику на русском языке и перевел на якутский язык четыре Евангелия.
Епископ Дионисий был хороший администратор и строго держал попов.
Помню его посещение класса, в котором я учился, и как меня рекомендовал Дионисию наш учитель, говоря, что я сын секретаря. Дионисий внимательно посмотрел на меня и что-то сказал учителю.
Правление епископа продолжалось до его перевода в Уфимскую епархию в 1883 г.
Епископ Яков: служил три года, заболел желтухой и скончался
После перевода Дионисия был назначен в 1885 г. епископ Яков. Это был оригинальный, горячий и вспыльчивый монах, но добрый по душе. Сначала он накричал на моего отца, затем успокоился и прослужил с ним до смерти в 1888 г.
Администратор он был слабый, правление свое провел больше в путешествиях по епархии. Он побывал в Колымске и Верхоянске, Вилюйске; заболел желтухой и весной скончался. После себя оставил две больших тетради дневников. Это были очень ценные воспоминания, и в них было много идей. По образованию он был магистр богословия.
Архиерей Мелетий – до Якутска 20 лет пробыл в монастыре
Третьим архиереем был Мелетий – дивный, тихий старец. В молодости, будучи студентом Казанской академии, принимал участие в устройстве панихиды по убиенным крестьянам во время бунта в деревне Бездна. Его судили и сослали в Восточную Сибирь в Селенгийский монастырь, где он пробыл около 20 лет. Он, будучи в монастыре, написал научную работу, и Казанская академия за это присвоила ему кандидата богословия.
По прибытии в Якутск он ознакомился с делами епархии, сошелся с моим отцом и разумно управлял епархией. При нем открылась в 1889 г. семинария, было выстроено большое деревянное здание при ней ученическая столовая. Он же подобрал и штат учителей, администрацию. Все с академическим высшим образованием.
Епископ Мелетий ежегодно объезжал епархию, открывал приходы и при них школы (церковные, прим.). Переводил крупные суммы на благотворительные дела.
Он был человек великодушный, добрый и мягкий. К нам, семинаристам, относился хорошо. На экзаменах ставил пятерки, и мы его часто приглашали на экзамены.
У него был один недостаток – был туг на ухо, глуховат.
В своем управлении мудро согласовывался с местным губернатором Скрипицыным.
При нем усилилась работа по переводу на якутский язык книг.
Он любил общество и в большие праздники, в храмовые дни устраивал приемы с пирогами, обедом и вином. Попы его уважали, и народ его любил».
В следующей рубрике «История» - узнаете о других священниках Якутии, как они жили и благодаря кому стали известны подробности.
Фото - yakutskhistory.net