×

"Ледовая скульптура – это болезнь", - Анна Саввина

10:32 - 10.12.2020
"Ледовая скульптура – это болезнь", - Анна Саввина

Холодными скульптурами могут заниматься только горячие люди, полные сил и огня. Лед поддается не всем, но стоит только найти с ним общий язык, от него невозможно оторваться. С некоторых пор со льдом стали работать и женщины. Одна из них профессиональный художник Анна Саввина @anna_savvina. Она рассказала SakhaDay о том, как удается вдохнуть жизнь в ледяные блоки.

- Как вы начали заниматься ледовыми скульптурами?

- На недавних городских конкурсах, проводимых в рамках фестиваля «Зима начинается с Якутии» были представлены три женских команды из 20-ти. Наша команда с Антониной Шадриной. Ещё в женской команде участвовали и участвуют уже который год мои подруги, однокурсницы Александра Неустроева и Людмила Федорова. До этого занималась только фигурами из снега, а затем они затянули в ледовую скульптуру.

- Когда вы поняли, что ваше призвание – скульптура?

- На художника я училась 11 лет. Закончила Якутское художественное училище им П. П. Романова и Арктический Государственные институт культуры и искусств. Художник обязательно должен иметь объемно-пространственное видение, понимать пропорции, поэтому переключилась легко. Раньше ну и сейчас занимаюсь художественными росписями стен интерьера, потом появилось желание сделать что-то объемное. Первая работа была в одной крупной компании. Они хотели заказать роспись, а я предложила барельеф. Для первой работы получилось очень даже хорошо, рада, что до сих пор украшает их офис.

- Работа над ледовой скульптурой очень трудоемкая, энергозатратная. Что больше всего мерзнет при такой работе?

- Да, ведь мы работаем при температуре от -25 и ниже. Конечно, замерзают руки и ноги. Мы носим несколько перчаток, рукавиц, чтобы менять в процессе работы. Важно сохранять ноги в тепле. При длительной работе не спасают даже унты. Лучше и удобнее валенки и специальная обувь, рассчитанная на -50 градусов.

- Какими инструментами пользуетесь?

- В ледовой скульптуре большое значение имеют специальные инструменты. Мастера делают их сами или заказывают. Обязательно должен быть специальный якутский нож, острая пила, а также в арсенале должны быть различные резцы, доски для выравнивания поверхности. На международных конкурсах можно прикупить хорошие инструменты у китайцев.

- Как вы восстанавливаетесь после такой работы?

- Первым делом – горячая ванна. Обязательно питательные кремы типа детского. Хорошее питание. Каждый год в соревнованиях организаторы заботятся о мастерах. Отмечу высокий организационный уровень конкурса, организованного Окружной администрацией. Нас кормили чуть ли не пять раз в день, постоянно был горячий чай и кофе. На морозе это очень важно.

- Работа на морозе чревата простудами?

- В этом году не простужалась. Думаю, холод закаливает.

- Какие качества важны для скульптора?

- Помимо таланта, увлеченности и волевых качеств, надо знать искусство, культуру, уметь работать с людьми, быть всесторонне образованным человеком, постоянно учиться, иметь воображение,соблюдать правила безопасности и так далее.

- Могут ли женщины соревноваться наравне с мужчинами в таком тяжелом деле?

- Если есть желание, можно работать и в таких условиях. Да, не все женщины способны на это. Необходимы сила духа, характера, выносливость и упорство.

Ледовая скульптура – это болезнь. Как только ты узнаешь лед, его невозможно бросить. Это капризный и очень красивый материал. При работе с ним учитываются малейшие нюансы, такие как прозрачность, тонкость, хрупкость.

Все мастера фанаты - от высококлассных творцов, занимающих первые места на международных соревнованиях, до студентов училищ. Все работают от всей души, раскрывают в работах свой внутренний мир.

Лед сам по себе тяжелый материал в плане веса. Особенно, если работаешь над большой конструкцией. Первый этаж мы еще можем обработать, а водрузить большие ледяные блоки, весящие 100 кг, женщинам не под силу. Для этого предназначена специальная техника, трактор для подъема льда. Помогают и мужчины.

- Вы столько стараний вкладываете в свои произведения. Жалко, что скульптуры недолговечны.

- Даже, учитывая мимолетность, оно того стоит. В том, что скульптуры тают есть определенная философия. Это такая проекция жизни, где каждое мгновение прекрасно, но все конечно.

Тем не менее хорошо бы в республике организовали помещение для хранения ледовых скульптур. Допустим, в Музее вечной мерзлоты выставлены работы, хранящиеся годами.

- Вы расписывали чороны, занимаетесь снежными скульптурами, барельефами. Какое занятие ближе?

- По душе барельефы, являющиеся одним из видов скульптуры. Я уже пятый год создаю барельефы в интерьере. В основном отливаю из гипса. В этом году работала в Момском улусе с бетоном и цементом, было интересно. Установила стеллу с барельефом и скульптуру Сквера оленеводов.

- Есть заказы на барельефы?

- Да, радует, что сегодня люди отказываются от однотипного интерьера, больше стремятся к индивидуальности.

- Это дорого?

- Стоимость работ зависит от сложности заказа, объема, композиции. Это вполне доступно среднему слою населения.

- Над чем работаете сейчас?

- Я свободный художник. Не только работаю на заказ, но и участвую на выставках, развиваюсь. Сейчас нахожусь в Нюрбе, делаю ледовые скульптуры вместе с друзьями, помогаю по дружбе.
Есть планы поучаствовать в международных соревнованиях. К сожалению, в этом году было мало мероприятий. Сейчас готовимся к весенним конкурсам. Очень жду, когда закончится пандемия.

Sakhaday.ru