"Народу саха нужно развить скифский менталитет"
В продолжение темы о менталитете якутов ученый-этнолог Людмила Егорова рассказала корреспонденту SakhaDay о том, чем различаются наши улусы и как Якутии стать флагманом России.
Три группы
- Людмила Ивановна, заметно, что многие все чаще стали использовать слово «менталитет», значение его известно многим, а, по-вашему, что оно означает?
- Во-первых, у нас в республике очень большой разрыв между наукой, публицистикой и популяризаторами, и термином “менталитет” пользуются в основном психологи. У нас популяризаторы не любят ссылаться на научные исследования нашего региона, нашей республики, и любят выражать мысли, созданные в своей голове из отрывочных сообщений или заголовков в СМИ. Более того, очень многие наши «общественные лидеры» любят высказывать именно какие-то непроверенные свои домыслы.
Менталитет – это склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
Менталитет саха можно разделить на три большие группы. Это деление очень сильно проявляется по группам улусов в типе хозяйствования, предпочтениях и поведении.
К первой группе относится «скифский менталитет» (то есть скифский тип хозяйствования), который близок к русским, поскольку у нас есть общие скифские архетипические пласты. Он представлен мифологией малочисленных народов и вилюйских улусов, которые являются наследниками более древней мифологии тун уус, о котором писал Илья Гурвич в своей монографии «Оленные якуты». Кроме вышеназванных, скифский менталитет существует, например, и в Амгинском улусе.
Я ездила по многим тюркским странам и поняла, что наиболее близкий менталитет у саха, оказывается, с анатолийскими турками, поскольку они тоже сохранили скифский пласт. Там есть фамилия Сака, есть город Сакарья, там очень хорошо представлена скифская культура, курганные захоронения тумулус и так далее. Эта тема начала изучаться только в последние годы.
Ко второй группе относится кыпчакский менталитет, близкий к киргизам и казахам, очень ярко представленный хангаласскими саха.
И, наконец, монгольский менталитет, родственный тунгусо-маньчжурам, это Чурапча, к примеру. усть-алданцы обладают смешанным менталитетом.
Клановость – очень печальное наследие
- И в чем отличие менталитетов по группам улусов?
- Различие в том, что в некоторых улусах сохранился чисто кочевой тип, есть полукочевой, полуоседлый и оседлый. Это до сих пор сохраняется и видно, когда ездишь по улусам. Наши улусы можно разделить по этим особенностям.
Когда я была в Монголии и Бурятии, заметила очень странную особенность. Постараюсь объяснить на примере – дрова для топки печи. У нас дрова сначала завозят, потом их колют, затем складывают, а после – уже готовые поленца заносят и растапливают печку. В Монголии и Бурятии как завезли бревна во двор... так и лежат эти чурки, пока их не заколют и не занесут на растопку. Это меня вначале очень сильно удивило, потом я поняла, почему они так делают.
Оказывается, это отголосок классического кочевого хозяйствования. Они впрок почти ничего не готовят, используют только то, что есть “здесь и сейчас”. Поэтому они очень умело используют ситуацию, а у саха этого нет – увы как всегда палка о двух концах... А в современном мире надо быть готовым ко всему и уметь правильно пользоваться сложившейся ситуацией, как кочевники, «здесь и сейчас», и вести экономичный образ жизни, как оседлый народ.
Мы жили в зимниках и летниках (кыстык и сайылык), поэтому у нас кочевого менталитета особенно-то не существовало. Мы полукочевые, полуоседлые, что досталось нам в наследство от тех племен, которые остались от скифского прошлого. В тех местах, где проживали скифы, у народов очень четко прослеживается полуоседлость, полукочевой образ жизни.
Скифский менталитет, благодаря суровому климату, не исчез, а наоборот закостенел, и поэтому он в Якутии стал преобладающим, поскольку кочевой менталитет может быть лишь в тех местах, где тепло и можно обойтись без хозяйственных и продовольственных запасов: дров, льда, еды и так далее. У нас, у саха, хозяйственные и съестные припасы готовились заранее, и это говорит о том, что мы не кочевники.
Монгольский менталитет близок к классическому кочевому, благодаря которому процветает клановость (как мы убедились на примере президентства БЕА); среднеазиатский (кыпчакский) менталитет также более родственен кочевому, потому что, судя по кыпчакским тюркам Киргизии и Казахстана, у них кочевой менталитет так и остался.
Кочевой менталитет сохраняет родоплеменную самоидентификацию, и поэтому сейчас в среднеазиатских странах очень сильно развита клановость – очень печальное наследие: нет понятий нации, этноса, суперэтноса.
У нас сейчас есть шанс выработать в себе не только этническую самоидентификацию, но и суперэтническое самосознание, суперэтническую самоидентификацию, но мы пока не можем сформулировать и актуализировать его. Зачатки есть, но пока в республике в этом направлении работа не ведется.
- И какой менталитет нужно развить Якутии?
- Конечно же, усилить скифский, чтобы быть актуальными в мире, потому что мы живем в России рядом с русскими. Это задача для Ил Дархана. Есть сфера культуры, духовного развития, академики.
Кавказские тюрки и тюрки малой Азии очень развитые, в некоторых сферах они даже сильнее России, и поэтому это очень необходимый для нас вектор развития.
Если говорить о скифах, то, очевидно, Скифская Империя простиралась от Ближнего Востока да Курильских островов, имела свои ставки в Африке и Европе. Некоторые называют это Тартарией. Поэтому скифский менталитет проявляется и у русских. Русские тоже ведь наследники скифской культуры, поэтому нам повезло, что мы живем в России и что у нас есть общие точки соприкосновения с большинством населения России. Это очень большой шанс, потому что население в Якутии очень маленькое, поэтому мы чисто количественно не можем стать флагманами, но мы можем быть флагманами в качественном смысле, поскольку очень хорошо, просто отлично сохранили скифский пласт культуры. Мы должны использовать то, что у нас есть общие точки соприкосновения со многими регионами Мира, где когда-то жили скифы.
Что касается вектора развития – как считают современные философы, психологи и даже финансисты, в том числе и известный политолог Андрей Фурцев, необходимости в религиях больше не будет. Это тоже очень важно, потому что Россия начнёт вспоминать свои дорелигиозные корни, свой исконный менталитет, и, соответственно, мы будем развиваться в контексте скифских архетипов, потому что большинство населения у нас имеет эти архетипы. Когда в России не будет религиозного диктата, она будет развиваться в контексте скифского менталитета.
Изучая дорелигиозные верования народа саха, я ездила в Подмосковье к славянским неоязычникам. Было очень заметно, что архетипы у нас одинаковые. Они так же, как и мы, ставят украшенные столбы, приносят дары костру. Из всего этого понятно, что дорелигиозные верования народов Евразии одинаковые и проявляются в почитании небесного божества в виде солярного и лунного Высших Сил, поклонении солнцу и луне, природе и духам. Поэтому можно сказать, что архетипы у нас одинаковые, соответственно и менталитет аналогично развивается.
Религии создали условия для раздробления народов Евразии и подчиненности центрам вне евразийского континента, потому что все религиозные центры находятся за рубежом; например, христианство появилось в Византии и сейчас как духовный центр находится в Греции. Греческая церковь является как бы костяком, все христианские и исламские культовые сооружения, и священные места находятся тоже вне наших границ, поэтому это очень большой минус для развития России.
Надо открыться миру
- Кстати, как вы относитесь к теме алаасного менталитета?
- Этот термин появился в середине 90-х годов, как наследие советского исторического периода, когда население Якутии было под очень большим прессом. Мы являлись национальным меньшинством, в некоторых регионах о нас даже не слышали, что есть саха, и это наложило определённый отпечаток на нашем самосознании и мировоззрении, поэтому термин «алаасный менталитет» непонятен и неточен.
Под этим термином что подразумевается? Это этническое самосознание? В какую категорию относят его – психологическую, философскую, социологическую или этнологическую, совершенно не понятно.
Оно появилось у популяризаторов, которые совсем не разбираются в этнических процессах, истории, и использовали его для того, чтобы раздробить наш якутский, очень многонациональный народ. У нас в Якутии живет более 30-ти национальностей, и термин «алаасный менталитет» слишком грубый.
Если говорить конкретно о народе саха, то в различных улусах разные уровни развития, и поэтому говорить о каком-то едином аласном менталитете очень сложно. К примеру, есть мнение, что, к сожалению, там, где живут малочисленные народы Севера, алкоголизм в процентном соотношении очень высок. Почему? А от того, что раньше жить в таком холоде в таких домах дюкча (дю)- зимовали в чумах из оленьей шкуры, летом жили в урасах из бересты, древесной коры или ровдуги - и не пить алкоголь было просто невозможно. Вот и спивались... Когда царская Россия, чтобы собирать ясак, прописала их в Якутии, бедным людям ничего не оставалось, как пить горячительное, чтобы чувствовать себя нормально. Только представте, какие условия жизни им предлагались.
Возвращаясь к термину “алаасный менталитет», хочу отметить, что это регресс ужасный, надо усиливать свою веру и открыться миру. Замкнутая система всегда проигрывает.
Ксения АВЕРА
Фото: Якуты 1880-x. Иллюстрация "Этнографическое описание народов России”