×

Николай Андреев: Со строительством автодороги «Вилюй» сбывается вековая мечта якутян

15:03 - 6.4.2021
Николай Андреев: Со строительством автодороги «Вилюй» сбывается вековая мечта якутян

Есть расхожая поговорка – мечтать не вредно. Обычно ее употребляют с иронией, имея в виду, что не стоит думать о несбыточном. Но именно способность мечтать, причем по-крупному, привела к тому, что, начиная с середины 2000-х годов, в нашей республике были реализованы проекты даже не российского, а международного масштаба.

Это большие дела, большие замыслы, которые принесли эффект каждому якутянину в том или ином виде благодаря разработанной в республике и выполненной Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

Но все-таки для восприятия проще те вещи, которые на виду, которые ежедневно влияют на качество нашей жизни. Среди них на первом месте – автодороги.

Федеральную автодорогу «Вилюй» по меньшей мере для половины якутян можно назвать дорогой жизни для якутян. Именно она – не столько даже способ передвижения, перевозки грузов, сколько возможность общаться, развиваться. Поэтому от ее состояния напрямую зависит, смогут ли люди делать это. «Вековая мечта», -- так многие якутяне говорят о строительстве автодороги «Вилюй».

Строительство автодорог в Якутии – дело очень непростое, затратное и долгое. Но ФКУ Упрдор «Вилюй», в состав которой теперь входит не только федеральная трасса «Вилюй», но и «Колыма», сумело поставить работу так, что чуть ли не ежегодно сдает очень крупные объекты, причем в отличном качественном исполнении.

Размышляя о сделанном, о Схеме-2020 после просмотра посвященного реализации документального телефильма, начальник федерального казенного учреждения «Вилюй» Николай Иванович Андреев выделяет две главные составляющие успеха – это верно поставленные стратегические цели и упорный труд.

-- Николай Иванович, в первую очередь вопрос, конечно, о фильме «По следам Схемы-2020». Каковы ваши впечатления после просмотра?

-- Впечатления очень позитивные. Все мы хорошо помним, как начиналась разработка стратегического документа республики – Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

В тот период республика остро нуждалась в модернизации действующих традиционных отраслей – алмазодобывающей, угледобывающей, золотодобывающей. Ситуация в экономике республике была в тяжелом состоянии, во всех отраслях. Но, как считал президент Якутии Вячеслав Штыров, даже если ее удалось бы выправить, этого было бы недостаточно. Требовалось сделать серьезный рывок в экономическом развитии, чтобы обеспечить не только устойчивое развитие экономики республики, но и создать прочную базу, на основе которой произойдет качественное улучшение жизни граждан.

Схема-2020 стала тем документом, благодаря которому удалось добиться внушительных показателей и по увеличению валового регионального продукта, и по дохода бюджета, и по строительству социальных объектов и газификации населенных пунктов.

Но, конечно, если говорить о реализованных проектах, то ключевую роль среди них занимало развитие транспортной инфраструктуры -- создание опорной сети автодорог. Именно благодаря этому, наряду с развитием энергетики, был во многом осуществлен рывок в развитии и становлении новых отраслей республики и экономики в целом.

Строительство автодороги «Вилюй» в этом процессе занимало особенное место.

С приходом Вячеслава Анатольевича Штырова к руководству республикой была разработана программа по строительству автодороги, благодаря чему в 2005 году были практически ликвидированы грунтовые разрывы (за исключением переправ на реках). Учитывая огромный объем, который было необходимо выполнить на главных магистральных автодорогах республики, была поставлена задача привлечь федеральные средства на их строительство и реконструкцию. Это было особенно важно, потому что Правительством России была принята программа доведения всех федеральных дорог до нормативного состояния путем их модернизации и коренной реконструкции.

В органах федеральной власти эту идею поддерживали немногие. Основная причина – это несоответствие автодороги «Вилюй» предъявляемым к федеральным автодорогам требованиям. Федеральные автодороги, согласно утвержденным документам, должны соединять между собой два региона, столицы двух субъектов федерации. В случае с автодорогой «Вилюй» считалось, что это исключительно региональная автодорога. Кроме того, по автодороге проходит зимник с самой большой протяженностью в России и несколько ледовых переправ, то есть круглогодичного проезда не было. Благодаря усилиям Правительства республики удалось доказать значимость этой дороги не только для Якутии, но и всей Восточной Сибири с учетом перспективы ее продления до Иркутска. Правительство Иркутской области также подключилось к этой работе. В итоге вопрос был решен положительно.

В 2007 году на одном из совещаний, где присутствовал министр экономики Российской Федерации Герман Греф, Президентом республики Вячеславом Штыровым было озвучено, что аэропорты республики путем создания ФКП «Аэропорты Севера» и автодорога «Вилюй» будут переданы в федеральную собственность. Республика за короткий период времени проделала большую работу по обоснованию этой передачи, разработке документов. Все было сделано оперативно, и объекты перешли в федеральную собственность.

Как показало время, это было абсолютно верное стратегическое решение. К тому моменту в республике уже было две федеральные автодороги – «Лена» и «Колыма». Когда-то участок на «Лене» был признан худшей автодорогой в мире – его фотография обошла весь мир. Но благодаря стабильному финансовому обеспечению, организации строительства, автодорога «Лена» за сравнительно короткий срок была реконструирована и сегодня представляет собой современную автомагистраль.

Точно также и с автодорогой «Вилюй». Ее состояние к моменту передачи в федеральную собственность также было, мягко говоря, не самым лучшим. Многие помнят, что добраться по ней из Якутска до Вилюйска было очень сложно – в пути приходилось проводить больше суток. Такое положение дел не могло не сказываться на социально-экономическом состоянии Вилюйской группы улусов. Поэтому строительство и реконструкция автодороги было первостепенной задачей, которую и ставил перед нами Вячеслав Анатольевич Штыров.

Сегодня многие уже не помнят, какие трудности были в жизни людей из-за плохого состояния «Вилюя». Как говорится, человек к хорошему привыкает быстро. Но не стоит забывать, какие усилия приложила республика, чтобы добиться ее реконструкции, строительства множества крупных объектов, мостовых переходов, чтобы люди могли беспрепятственно и быстро по ней передвигаться, перевозить грузы.

-- Какие основные вехи по строительству автодороги «Вилюй» вам хотелось бы отметить?

-- Был выполнен очень большой объем работ, настолько, что, оглядываясь, даже самим непросто представить, сколько труда и усилий было вложено в реконструкцию, проведение дорожных работ, строительство мостов. Только за последние годы были введены 22 мостовых перехода общей длиной 2 259,9 погонных метра в Горном, Вилюйском, Верхневилюйском, Нюрбинском, Сунтарском, Мирнинском улусах и в Усть-Кутском районе Иркутской области.

В 2015 году с вводом в эксплуатацию моста через реку Чыбыда в Вилюйском улусе на 614 километре обеспечено круглогодичное движение автотранспорта от столицы Якутии до села Верхневилюйск Верхневилюйского улуса.

В 2019 году состоялось очень крупное событие для всей нашей республики – был введен в строй мостовой переход через реку Марха в Нюрбинском улусе на 756 километре трассы «Вилюй». Длина моста 560 метров, помимо его строительства было реконструировано 6 километров автодороги.

Буквально через год, в 2020 году, несмотря на все сложности с пандемией, мы ввели еще два серьезных объекта – мосты через реки Тюкян (702 километра) между Верхневилюйского и Нюрбинским улусами и Малая Ботуобуйа (1 151 километр) между Мирнинским и Сунтарским улусами. В результате этой работы мы смогли обеспечить круглогодичное движение по автодороге и ликвидировали понтонные переправы, которые использовались с 2007 года.

Если говорить по дорожным работам, то всего в период с 2009 по 2020 годы было построено, реконструировано, капитально отремонтировано 907, 6 километров автодороги «Вилюй» и построено 5 379 погонных метров искусственных сооружений. До поселка Бердигестях Горного улуса теперь полностью асфальтобетонное покрытие протяженностью 181 километр.

Все это удалось сделать благодаря четкой организации и, конечно, труду дорожников, которые и в снег, и в зной бесперебойно делают свою работу.

-- А если говорить о федеральной трассе «Колыма»?

-- В 2018 году в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали «Колыма» Федерального дорожного агентства» перешло в наше ведение. С этого момента введено в эксплуатацию 183, 8 километра автодороги и 1 217, 4 погонных метра искусственных сооружений. В прошлом году мы завершили работы по асфальтобетонному покрытию на участке от поселка Нижний Бестях до села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса протяженностью 60 километров. А дальше – приступили к реконструкции участков на 662 – 692 км («Заячья губа») и на 1121 -1142 км («Нерский прижим»), планируем завершить эти работы к 2024 году.

-- А вообще, если говорить о планах предприятия, то что ждет жителей республики в ближайшее время?

-- Перед нами стоит решение еще более масштабных задач.

Во-первых, это строительство четырех мостовых перехода через реку Вилюй. В 2020 году были начаты работы по проектированию моста на 660 километре. Его длина составит 1 тысячу 700 метров, а подходы к нему составят 20 километров. Это будет самый большой мост на трассе «Вилюй». В этом году мы рассчитываем на утверждение проекта Главгосэкспертизой России, сдача объекта по проекту планируется в 2025 году. И, конечно, планируем начать проектирование еще трех мостов через реку Вилюй в Нюрбинском и Сунтарском улусах.

Во-вторых, мы начали подготовку документации по планировке территории и обоснованию инвестиций мостового перехода через реку Алдан по федеральной трассе «Колыма». Этот объект будет иметь еще большую протяжённость – 2000 метров. Это будет непростой, большой объект, предстоит много работы. Если все сложится удачно, в 2023 году начнем строительство.

Кроме того, к 2025 году мы планируем завершить работы по укладке асфальтобетонного покрытия от Якутска до Вилюйска (а это 500 километров) по автодороге «Вилюй». А к 2022 году – полностью заасфальтировать участок от Нижнего Бестяха до села Чурапча по автодороге «Колыма». Для этого участка мы привлекли специалистов Института мерзлотоведения имени П.И. Мельникова, есть некоторые сложности, обнаруживаются линзы, приходится корректировать проекты. Но мы справимся.

То есть развитие автодорожной сети по федеральным автодорогам «Вилюй» и «Колыма» идет очень интенсивно, можно даже сказать, опережающими темпами. Это абсолютно укладывается в рамки заданного движения по Схеме-2020.

Как я уже сказал, развитию транспортного комплекса в программе было уделено особое внимание. Принято считать, что его ядром является строительство железной дороги «Беркакит—Томмот—Якутск», но без примыкающих к ней современных, отвечающих нормативам федеральных трасс представить себе полноценную транспортную инфраструктуру невозможно. Только в совокупности может быть создана опорная транспортная сеть республики в контексте создания российских и транснациональных транспортных коридоров.

Поэтому в самой Схеме-2020 указано, что завершение строительства автомобильных дорог «Колыма», «Вилюй» и «Амга» должно создать условия для полноценной интеграции в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем. И в процессе формирования всесезонной опорной сети путей сообщений должно произойти изменение распределения направлений грузопотоков и объемов перевозок с увеличением доли наземных видов транспорта.

Собственно говоря, это уже произошло. Если раньше из-за очень плохого состояния автодороги «Вилюй» жители Вилюйской группы улусов вынуждены были активно пользоваться авиационным транспортом, сколько бы ни стоил авиабилет. То сейчас пассажиропоток по автодороге увеличился значительно, потому что это дешевле. Увеличился и грузопоток – начали развиваться предприятия, пошло строительство. Раньше грузы доставлялись в основном водой, а навигационный период на Вилюе составляет максимум 20 дней. С трудом успевали завезти самые необходимые грузы. Строительство автодороги перевернуло эту ситуацию и вдохнуло новую жизнь в развитие Вилюйской группы улусов. Вот к какому значительному социально-экономическому эффекту привела работа по Схеме-2020.

-- Какой маршрут трассы «Вилюй» предполагается дальше? Было несколько вариантов – северный, южный, на чем остановились?

-- В прошлом году глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев на встрече с министром транспорта Российской Федерации Евгением Дитрихом предложил рассмотреть «южный» вариант трассировки строительства федеральной автодороги «Вилюй» по маршруту Мирный – Ленск – Витим – Непа – Верхнемарково. Этот вариант позволит обеспечить максимальный охват – более 10 населенных пунктов республики. С точки зрения социально-экономического развития территорий – это является весомым аргументом в пользу изменения маршрута.

Кстати говоря, в Схеме-2020 был указан именно такой вариант трассировки «Вилюя». Постепенно работа в этом направлении ведется с федеральными структурами.

-- Какое участие в строительстве объектов на автодорогах «Вилюй», «Колыма» принимают местные компании?

-- Ранее на крупных объектах реконструкции и капитального ремонта, мостах для работы привлекались компании извне республики, так как в республике не было предприятий, способных выполнять такой объем работ. Но с каждым годом опыт и квалификация местных предприятий растет и сегодня практически местными подрядными организациями реализуются наши объекты.

В этой связи хочу особенно отметить, что реализация Схемы-2020 была глубоко продумана. В ней предполагалось не только промышленное развитие, освоение месторождений, но и система подготовки кадров. С этой целью были построены Горно-Геологический техникум в поселке Хандыга, Светлинский индустриальный техникум по подготовке специалистов нефтегазовых отраслей. Для обеспечения кадрами транспортной инфраструктуры было решено создать Транспортный техникум, который расположен в поселке Нижний Бестях.

Конечно, ведущую роль в подготовке кадров играет Северо-Восточный федеральный университет. Вячеслав Анатольевич всегда особенно подчеркивал, что создание федерального университета – это не менее важный мегапроект, чем развитие промышленности, потому что он дает развитие человеческого капитала, создает предпосылки для создания научно обоснованных проектов, необходимых республике.

Схема-2020 является абсолютно реальным, рабочим документом, некоторые проекты которого еще только предстоит реализовать. Но большая их часть уже выполнена и работает на экономику региона, на каждого ее жителя. По большому счету каждый якутянин ощутил на себе, своей жизни и жизни своей семьи итоги действия стратегического документа. Будь то повышение качества и уровня жизни или возможность пользоваться теми социальными объектами, которые были построены благодаря Схеме-2020.

Все это говорит о качестве и глубине проработки документа, упорству в его реализации. Это один из немногих примеров в целом в нашей стране, когда регион выступил с инициативой о разработке комплексного плана развития региона, добился его утверждения на уровне Президента Российской Федерации и воплощения в жизнь. Я считаю, что такая масштабная работа должна быть оценена и проанализирована не только в республике, но и на федеральном уровне.

Ссылка на фильм:

Маргарита Нифонтова

Sakhaday.ru