О помощи людям, жизненных принципах и новых вызовах Нюргуна ЕФРЕМОВА
Самый узнаваемый юрист Якутска уверен, что биться головой об стену – не лучший вариант для достижения цели. Считает сильными тех, кто сумел пройти по пути личного банкротства. Мы говорили о том, чего им это стоит, зачем юристам прозрачность и кого не хватает в политике.
В свои 33 ему есть, что рассказать. Выпускник средней школы №17 Якутска с детских лет видел себя юристом. Примером был отец-милиционер, на пути к мечте Нюргун посещал правовой факультатив, подбирал специальную литературу в библиотеках. Вскоре после школьного выпускного был зачислен в прославленную еще с советских времен Екатеринбургскую юридическую академию. И закрутилось.
Нюргун ЕФРЕМОВ:
- Со второго курса я стал работать помощником юриста. Затем перевелся на заочное и всерьез окунулся в работу.
- А как же прелести студенческой жизни? Они прошли мимо вас?
-Как-то так получилось, что с 14 лет каждое лето я работал: санитаром мыл полы и пробирки в Роспотребнадзоре, волонтерствовал в Ассоциации «Подросток» по уборке города и т.д. Так что меня всегда больше интересовало дело. А когда в 2013-м получил диплом, устроился юристом на Кирзавод в Якутске. Занимался взысканием коммунальных долгов с частных лиц. Мы ходили по квартирам с судебными приставами, и приставы описывали имущество.
Это был недолгий опыт, но он ярко отразился в моей памяти. Тогда я осознал, что это неправильно, когда у людей забирают последнее. Однажды приставы в счет погашения долга изъяли даже икону, навсегда запомнил глаза этой пожилой женщины... У людей не было юридической грамотности защитить себя. И в 2014-м я зарегистрировал компанию «Ваш ЮристЪ». Параллельно был представителем в Якутске одной Санкт-Петербургской юридической фирмы.
ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ
- «Ваш ЮристЪ» специализируется на банкротстве физических лиц. Есть мнение, что таким образом нерадивые граждане хотят скрыться от долгов.
- На моей памяти такие признаки были лишь у единиц. В подавляющем большинстве люди объявляют себя банкротами от безысходности, когда следующий шаг – только петля. Пик обращений за банкротством пришелся на пандемийный 2020-й. Перед этим люди крепко стояли на ногах, а потом потеря доходов из-за локдауна, смерть кормильца, расходы на лечение… В итоге платить по счетам нечем. Пытаясь перекрыть задолженность, брали новые кредиты под сумасшедшие проценты, и снежный ком нарастал.
Однажды ко мне пришла женщина, закредитованная, наверное, во всех микрофинансовых организациях Якутска. В пандемию потеряла работу, подорвала здоровье и все глубже вязла в долгах. Ей было 40, а выглядела на 60. Мы помогли ей объявить себя банкротом, избавиться от долгов. Сейчас она переехала в другой город, иногда переписываемся. Она что-то спрашивает, я пытаюсь где-то ее уберечь от рискованных поступков. Мы стараемся своих клиентов не то, чтобы сопровождать дальше, но поддерживаем какие-то элементарные человеческие отношения.
Процедура банкротства, как правило, занимает 8-12 месяцев, и за это время мы становимся больше, чем заказчик и исполнитель. Так вот, смотрю по аватарке, и женщина эта расцвела. Это уже не та бабушка, которая пришла к нам три года назад. Просто человек увидел свет в конце тоннеля, начал жизнь с чистого финансового листа, и постепенно все налаживается.
Закон о банкротстве вступил в силу в 2015 году. Мы его ждали, готовились. Но все-таки для юристов это был большой риск, поскольку в стране не было судебной практики по таким делам. Суды в республике отказывали людям в банкротстве, выставляя дополнительные требования. Поэтому многие мои коллеги-юристы перестали этим заниматься. Конкуренция в сфере банкротства физлиц упала практически до нуля, что позволило нам удержаться на плаву.
С гордостью могу сказать, что именно компания «ВашЪ юрист» сломала в Якутии прежнюю судебную практику, и теперь у нас понятные правила банкротства. Когда они появились, многие юристы вернулись в эту сферу. Сейчас банкротством физлиц в Якутске занимаются около 35 компаний.
Бывают разные жизненные ситуации, когда банкротство – единственная возможность снова встать на ноги. Ничего стыдного в этом нет. У банков есть резервы, определенные риски заложены, застрахованы. Если бы этот закон был им невыгоден, банковское лобби не допустило бы его принятия. Государство протягивает руку помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И этим шансом нужно пользоваться.
Мы расширяем сферу деятельности, делая упор на брачно-семейные отношения, юридическое сопровождение предприятий и трудовые споры.
Было интересное дело по защите пенсионных прав одной известной певицы. В молодости, работая в театре, она без отрыва от трудовой деятельности выезжала на учебу. Пенсионный фонд не учел этот период ее стажа. Первый юрист проиграл дело в городском суде, тогда певица обратилась к нам. Мы дошли до Верховного суда Якутии, который встал на нашу сторону. Трудовой стаж был учтен, женщина получила компенсацию порядка 600 тысяч рублей. Дело было интересно, прежде всего, тем, что по подобным спорам нет устоявшейся судебной практики. Пришлось много работать, чтобы защитить пенсионные права нашей якутской знаменитости.
- К вам часто обращаются известные люди?
- Юрист, как врач или священник, должен хранить тайны тех, кто к нему обращается. Поэтому, конечно, никаких имен. Мы не делим людей на знаменитых и незнаменитых. Скорее, ранжировка проходит по сложности дел. Но, если говорить про известных – хватает.
Осенью к нам обратилась одна известная девушка-блогер. Ее мужа вынудили написать заявление об увольнении после якобы прогула. Мы доказали, что прогул был вызван, походом в военкомат, куда мужчину поначалу вызвали. Его восстановили на работе.
Мы всегда боремся до конца. Никогда не беремся за дела, которые изначально проигрышные, чтобы не давать человеку ложную надежду. Мы исключительно якутская компания, и такой всегда останемся. Кто-то выводит бизнес за границу, но я хочу, чтобы мы оставались именно якутскими юристами со знаком высокого качества. Автоматизация процессов позволила нам дистанционно работать по всему Дальнему Востоку. Мы – команда победителей, 99% дел доводим до желаемого результата. Может, это звучит нескромно, но мы вполне успешно конкурируем с крупнейшими федеральными юридическими компаниями.
Не так давно у меня появилась новая цель – объединить юристов, чтобы сделать их деятельность прозрачнее для потенциальных клиентов. Сейчас мы готовим к запуску приложение «Ваш юрист», где специалисты будут регистрироваться, предлагать свои услуги и получать оценки от клиентов. Каждый новый клиент сможет выбрать себе специалиста в той области юриспруденции, где он особенно эффективен. Такая прозрачность с получением оценок будет стимулировать качественную работу юристов, у хороших — будет расти клиентская база.
Я хочу сломать стереотип, что юрист может просто взять деньги и не выполнить работу. Да, никогда гарантии нет, но юрист должен сделать всё от него зависящее в интересах клиента. У таких профессионалов будет расти рейтинг, от чего выиграют обе стороны.
ГЛАВНОЕ – НЕ МЕНЯТЬ ЦЕЛЬ
- Вы начинали один, сейчас в компании «Ваш ЮристЪ» порядка 40 сотрудников – весьма неплохой результат в 33 года. Что помогает вам развиваться и развивать бизнес?
- (задумался) Наверное, в какой-то мере спорт. С семи лет занимался кик-боксингом. Отец привел меня в спорткомплекс «Элляй Боотур» к известному тренеру Андрею Васильевичу Алексееву. Мы до сих пор с ним общаемся. Андрей Васильевич стал для меня старшим товарищем, наставником. Потом увлекся хоккеем. В студенческие годы, когда учился и работал, спорт забросил. Затем вернулся в кик-боксинг, сейчас снова тренируюсь в хоккейной команде. По жизни я командный игрок – хоккей в этом плане меня многому научил.
- На какой позиции играли?
- Правый защитник (конец фразы утонул в вое сирены за окном)
- Правозащитник? (удивленно спросили мы)
- Правый защитник (рассмеялся). Но хоккейный правозащитник – тоже интересно, я как-то об этом не задумывался.
- Нюргун Ефремов пойдет в гору или гору обойдет?
- Я не буду биться головой о стену, пытаясь ее проломить. Главное - не менять цель. А для достижения цели гору можно и обойти.
- Что, по вашему, самое страшное?
- Самое страшное – это ожидание. Когда наступила развязка, какая бы она ни была, начинаешь анализировать, совершать действия, строить планы. А ожидание – это всегда синоним неопределенности, особенно если результат от тебя не зависит. Извините, но снова вернусь к своей работе. Мы максимально информируем клиентов о каждом своем шаге и его результатах. Мы понимаем, что делаем, а человек сидит и ждет, как решится его судьба – это может быть невыносимым.
- По роду деятельности вам постоянно приходится общаться с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Их отрицательная энергетика не давит, самому не хочется впасть в уныние?
- Уныние – удел слабых и бездельников. Те, кто приходят к нам за помощью, надеются вернуться к нормальной жизни. Так что энергетика там, в основном, нормальная. А по ходу работы клиенты становятся грамотнее, получают определенные финансовые и юридические знания, начинают по-новому оценивать свои прежние действия, чтобы не допустить ошибок в будущем. Так что в уныние они точно не ввергают.
- Нюргун Ефремов всегда мечтал стать юристом?
- Еще хотел быть хирургом, почему после 7 класса каждое лето и работал санитаром. Тяга к юриспруденции, пример отца в итоге перевесили. А вообще, когда меня еще совсем малого спрашивали, кем хочу быть, отвечал «Николаевым» - тогда Михаил Ефимович президентом республики был. Потом как-то мои политические амбиции подзабылись – учеба, работа, семья, спорт… Общественной жизнью стал интересоваться где-то в году 2018-м.
- При Николаеве II (в 2018-м Айсен Николаев возглавил республику)…
- Ну да (смеется). Вошел в Молодежную палату при городской Думе, возглавил Молодежный совет Октябрьского округа. Мне интересно всё новое, тем более, если оно, надеюсь, приносит какую-то пользу окружающим. Сейчас выхожу на новый этап, намерен баллотироваться в Ил Тумэн.
- Скучно стало?
- Мне стало интересно, смогу ли я взять эту высоту. К тому же знаю, что буду полезен Ил Тумэну, то есть всей республике. Смотришь трансляции их пленарок в Интернете – порою это сплошной самопиар, не имеющий ничего общего с законотворческой деятельностью. Трибуну Госсобрания некоторые депутаты используют именно для самолюбования, но не для того, для чего их туда выбрали люди.
Ил Тумэну нужно обновление. Нужно больше профессионалов, которые бы готовили нужные, важные законопроекты, расставляли в них точки и запятые. Помните про «казнить нельзя помиловать»? Это, наверное, был первый юридический документ, где из-за запятой менялось всё его содержание. А в юриспруденции таких нюансов множество. Я не против бюджетников, руководителей предприятий, но законы должны писать юристы. Имея за плечами определенный жизненный багаж и знания, думаю, буду полезным депутатом.
- А почему «Новые люди»?
- Я в политике новое лицо, так что и по названию они мне подходят (смеется). К тому же, мне импонируют принципы, которых придерживается партия «Новые люди». Поддержка предпринимательства, развитие экономики, защита прав и свобод граждан. Там нет нафталина, все свежее, динамичное, что хорошо легло на мое понимание и душу. Мир меняется, страна меняется. И действующая система управления, на мой взгляд, уже устарела. Мне кажется, «Новые люди» могут принести позитивные изменения.
- Спасибо за этот откровенный разговор. Напоследок еще один вопрос: Нюргун Ефремов все еще хочет стать «Николаевым»?
- Сейчас я, конечно, более рационален в амбициях. Скажу так: не в эти выборы (смеется).