Открытое письмо к охотникам Якутии
О ВЕСЕННЕЙ ОХОТЕ
Счастлив тем, что целовал я женщин
Мял цветы, валялся на траве
И зверье как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове
С.Есенин
К сожалению, людей, счастливых в плане того, что «зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове», у нас – на Севере, честно сказать – маловато. Многие века наши предки существовали охотой (и рыбалкой, которая, согласитесь - ведь тоже разновидность охоты). Их наследственные гены до сих пор держат нас в тоске как добытчиков. Потому, когда наступает сезон охоты (весенней больше чем осенней) люди, истосковавшиеся за долгую зиму по природе, берут свои ружья и «валят» туда, где видят себя царями природы – охотниками.
Но тут надо иметь в виду одно существенное обстоятельство – если наши мудрые предки осознавали, что ресурсы животного мира исчерпаемы и потому никогда не выбивали его вконец, то ныне люди охотятся в основном вдали от родных территорий - там, где не живут, потому не думают о будущем: мол, чужое – «бери-не-хочу» и «после меня хоть трава не расти!». Вот и дожили мы до, если можно так выразиться, дефицита в частности водоплавающей дичи.
Согласен, что охота - это азарт, адреналин, зов предков и т.п. Но, если в прошлые времена она (любительская охота) была источником продуктовых запасов (вспомним осеннюю охоту на зайцев, лосей и т.д., а также подледную рыбалку неводом - когда люди готовили припасы на долгую зиму), то ныне она превратилась в мероприятие, приносящее доход. Животный мир (впрочем, как и иной) уничтожается ради выгоды. При этом люди сами превращаются в жадных хищников, забывая о будущем и выбивая все, что летает и бегает, не соблюдая меры. Потому и настало ныне время принять какие-то меры на будущее.
Вот и думается - если бы запретить весеннюю охоту на уток, когда убивается перспектива увеличения их количества к осени (бери дальше – на будущее!), то это было бы разумно и человечнее. Не зря же мы homo sapiens – человек разумный.
Все мы уже знаем, что якобы избирательная охота только на селезней – это фикция: стрельба идет без разбора. Кроме того, многие, наверно, видели результаты бездумной, пьяной стрельбы по крачкам и речным чайкам, даже по птичкам – короче, по всему живому. Оправдывая сие тем, что якобы за долгую холодную зиму наши мужчины соскучились по природе, что, мол, наш северный человек не может жить без матери-природы и т.п.
Всё это – тупая «отмазка» - многие выходят на весеннюю охоту ради совместной пьянки, затем стреляют по пустым бутылкам и по всему живому. Бывает, что и по себе подобным – ведь ежегодно совершаются убийства в пьяном виде, в лучшем случае – по неосторожности. Потому надо уже сейчас, как говорится – зимой на холодную голову, подумать о передышке для пернатых, моратории на охоту на водоплавающую дичь грядущей весной. И, я уверен, осенью мы наверняка увидим положительный результат.
Ведь польза моратория на охоту, как вспоминается, уже была доказана. В середине далеких 60-х годов прошлого века Постановлением правительства Якутской республики был объявлен запрет (мораторий) на охоту на зайцев сроком на 2 года. Пришло время и многие до сих пор вспоминают о так называемом «наплывном» размножении на территории центральных и других районов Республики сибирского зайца-беляка (по якутски – «куобах мэнээгэ»: в грубом переводе – «заячье раздолье»). После этого несколько лет по осени каждая семья питалась мясом от родной природы - так не хватающим сегодня натуральным продуктом.
Тем самым, можно уверенно сказать, что у республики есть опыт по реальному увеличению количества объектов любительской охоты. Достаточно лишь организовать всеобщее (касательно охотничьего братства) воздержание от охоты на водоплавающую дичь лишь наступающей весной. И я уверен, уже осенью этого года мы – охотники, увидим положительный результат своей «жертвы» во имя увеличения количества объектов охоты, а именно диких уток, прилетающих на свою родину – в Якутию.
В обоснование своей уверенности я хочу привести информацию, которая доступна всем на просторах Интернета. Вот что я нашел интересного по данной теме. Чтобы не занимать время читателей, я приведу лишь сведения о наших «знакомцах» - наиболее популярных среди «оруженосцев» Якутии видах водоплавающей дичи – диких утках.
Начнем с кряквы – для нас «царской» птицы. Известно, что кряква зимует на Японских островах и на Гавайях, а то и дальше (вплоть до Южной Африки). «Японцы» и «которые рядом» – прилетают к нам в Якутию, туда, где родились и взлетели в небеса. Первые кряквы, как знают жители центральных районов Республики, прибывают уже в начале мая. Как пишут в Интернете специалисты (видимо, не из Якутии), утка откладывает от 9 до 13 яиц, которые высиживает 22-29 дней. Однако, не касаясь срока высиживания, хочется уточнить: в наших местах в кладках кряквы бывает лишь до 6-8 яиц (возможно, ввиду природных условий?). Думаю, многие водители Якутска летом видели, как утка-мать через асфальтированную дорогу в районе ипподрома (и других местах) ведет птенцов к воде Сайсарского озера в количестве не более 6-8 душ.
То же самое можно сказать об известных нам утках под названием шилохвость, свиязь, широконоска и гоголь. Короче – у них количество птенцов в Якутии достигает 5-8 маленьких - пушистеньких душ. А вот яйцекладка нашей любимой уточки - чирка достигает числа 10-12 штук в гнезде. Потому количество этой утки в Якутии даже по нынешним меркам наиболее весома.
Отсюда возникает мысль: отстреливая весной будущую мать – утку кряквы, другие виды наших летних соседей и особенно самки чирочка, охотник берет на душу грех лишения жизни как минимум 5-6 особей водоплавающей дичи. То есть, при благополучном исходе то количество прилетевших для продолжения рода уток к осени выросло бы многократно, а именно в 5-6 раз и более.
Конечно, на количество водоплавающей дичи за время «летовки», кроме охотника-браконьера, начинающего досрочный отстрел или отлов собаками утят, не достигших необходимого возраста, чтобы подняться на крыло, воздействуют и природные факторы. Известно, что естественными их врагами в природе являются лисы, вороны, болотный лунь, даже крупные чайки, а также крупные хищные рыбы, которые в основном нападают на недозрелых птенцов.
Но, как получается, наибольший урон их поголовью наносит человек – царь Природы, который ведёт себя не по-царски, ничуть не заботясь о «братьях меньших».
Еще лишь несколько десятков лет назад водоплавающая дичь гнездилась практически на всех водоемах нашей необъятной Республики. Были, говорят, и времена, когда на озерах Центральной Якутии плавали выводки даже турпанов, гусей и многих видов уток. Теперь такого уже не увидишь. Причиной этого, как говорится, к гадалке не ходи, стало хищническое до последней особи их уничтожение. Вот и остались утки в основной своей массе они лишь на просторах Севера Якутии, куда «не ступала нога человека». Да и то (как говорят местные) уже не в том количестве, как раньше.
Здесь как следствие невольно возникает вывод: как бы то ни было, при весенней охоте мы - охотники, образно говоря, «рубим сук, на котором сидим», подрезая себе будущую радость удачной (результативной) охоты в последующие сезоны.
А между тем, на основании п. «в» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсам находятся в совместном ведении РФ и его субъектов. А в соответствии с п.5 ст.52 Конституции Республики Саха (Якутия) государство обязано регулировать взаимодействие общества и природы в целях сохранения и обеспечения благоприятной среды обитания человека.
Потому, обращаюсь с призывом к соответствующим властным структурам, в частности к главе республики, с просьбой ввести грядущей весной мораторий на охоту на водоплавающую дичь. Хотя бы в Центральной Якутии и только лишь на период наступающего сезона охоты на водоплавающую дичь.
Надеюсь, что настоящие охотники – ценители нашей хрупкой Природы, согласятся со мной.
Л.Диодоров, февраль 2020 г.
Фото из соцсетей