"Мы к государству в карман не лезем, и к нам не надо лезть", - владелец судов на воздушной подушке Борис Строев
Этот сезон для владельцев судов на воздушных подушках, «Хивусах», оказывающих услуги по направлению Якутск- Нижний Бестях, выдался крайне нервным.
Как считают перевозчики, в их деятельность неправомерно вмешалось государство и … все испортило. Представителям Госкомцен-РЭК и Минтранса внезапно показался завышенным тариф в 2000 рублей, по которому перевозят людей уже девять лет. Попробовали договориться – не получилось. Попробовали заставить снизить – тоже не получилось.
В результате, в прошедшую пятницу капитаны отказались везти пассажиров. В выходные они продолжили перевозить людей по тарифу две тысячи рублей, который они считают экономически обоснованным.
***
Журналист SakhaDay побывал на паромной стоянке.
На берегу стоят двадцать «Хивусов». Подходим к пятерым мужчинам, которые что-то обсуждают.
- Здравствуйте. Ездите?
- Да, конечно.
- Вчера бастовали?
Мужчины бурно протестуют:
- Нет, просто на ремонт встали.
- Не было забастовки, вы с чего взяли? Это СМИ неправильно написали.
- За какую цену сейчас возите?
- За две тысячи рублей.
- Снижать не собираетесь?
- Может позже. А сейчас нет, поскольку очень тяжелая ситуация. После каждого захода приходится вставать на ремонт.
- Сколько рейсов делает один «Хивус»?
- Два всего. Если повезет, три.
- Народу много?
- Мало народу. 20-25 человек в день.
***
К беседе присоединяется бригад воздушных подушек Борис Алексеевич Строев – крепкий мужчина с загорелым обветренным лицом в капитанской фуражке. Настоящий речной волк. Говорит он живо, взвешенно, во время разговора легко переходит на якутский язык.
Позже он рассказал, что работает на реке уже 25 лет. Начал работать на переправе «Якутск-Нижний Бестях» с простой лодки. 11 лет тому назад взял в аренду первую воздушную подушку. Постепенно сформировалась бригада. Сейчас в парке 20 воздушных подушек, четыре «Тайфуна». Все работники – местные.
- Добрый день, что вас интересует? Да, в субботу мы были вынуждены встать. Это была не забастовка, а акция. Даже не акция… Просто ходят к нам каждый день представители Минтранса. Они установили нам тариф пятнадцатилетней давности – 1 тысячу рублей. Когда мы уже девятый год возим за две тысячи рублей. Мы же посчитали расходы и все прочее. За это время все выросло в разы: бензин, запчасти подорожали во много раз. Считаем, что мы возим по нормальной цене.
А нас вдруг начал Госкомцен-РЭК штрафовать. Вначале штраф предписали 50 тыс. рублей, во второй раз этому же человеку выписали 100 тысяч рублей. Кому охота платить такие штрафы? И мы встали. Народ в пятницу стал бунтовать, а чиновники сразу ноги сделали.
- Как вы думаете? Почему это произошло?
- Это все затеял один человек.
- Вы про министра транспорта Семена Винокурова?
- Конечно. Все идет с его подачи. У нас все было организовано, удобно и для нас, и для населения. И тут внезапно вмешалось государство. Мы в государев карман не лезем, и к нам не надо лезть. Мы не наглеем, цены держим те же, по которым работали девять лет назад.
- Раньше претензий к стоимости не было?
- Раньше все нормально было. Перед навигацией нас приглашали с Николаем Высоцким в Минтранс республики. Все знают, что у нас такой тариф.
А тут раз – звонок: «Почему тарифы подняли?». Отвечаю: «Мы же не первый год работаем. Вы что только очнулись?». И начался сыр-бор. Потом Госкомцен начал нас таскать по совещаниям, какие-то хронометражи снимать, подсчитывать, сколько мы перевозим пассажиров, продукции. Грузы, которые мы перевозим по безналу, приписали к пассажирам… Думаю, это чей-то конкретный заказ.
Борис Алексеевич признается, что вынужден теперь постоянно находиться на берегу, так как боится провокаций:
- Они (чиновники) начали проводить провокации. Подходит воздушная подушка, представители Госкомцен подходят к пассажирам и просят подписать бумагу о том, что он не согласен с тарифом в 2 тысячи. Предлагают пожаловаться. Пассажиры, конечно, подписывают. А под моей лицензией находится десять «Хивусов», и выходит, что жалуются на меня. Пять человек пожаловались на Строева, надо принять меры.
Вот такой сезон у нас выдался. Очень трудный, нервный. Впервые за 25 лет такой тяжелый сезон. Раньше мы с Минтрансом дружно жили. Не сказать, что прямо ладили, но все непонятные ситуации решали в рабочем порядке. А так, чтобы конкретно палки в колеса вставлять – такого еще не наблюдалось.
***
Борис Строев удивляется комментариям в соцсетях, которые приписывают перевозчикам баснословные заработки.
- Сколько стоит один «Хивус»?
- Четыре миллиона. С приходом один пароход СВП обходится 4,5 млн.
- Сколько времени в году длится перевозка на воздушных подушках?
- 15-го апреля официально закрывается дорога. Мы выходим примерно 20-го. До 1 мая мы практически стоим без работы, так как машины ходят несмотря ни на что. В этот период мы держим ценник в 1 тысячу рублей.
С 1 мая, как только дорога начинает ломаться, с тысячи перескакиваем на две тысячи. Так всегда было. Интенсивно работаем полмесяца. Иногда из-за заторов можем простоять несколько дней. Все зависит от реки. Весенняя и осенняя работа в общей сложности занимает 40 дней.
- Вы можете сказать, сколько зарабатываете в среднем?
- Все зависит от навигации. Ну в среднем… (вздыхает). Немного и по-разному. Я ведь должен и семью кормить. Иначе какой я бизнесмен. Ради чего мы работаем…
Я понимаю, если бы нас субсидировали, тогда они вправе были бы диктовать цены. Но этого нет и не будет. Они утверждают, что не положено нам субсидий. Тогда пусть не мешают.
- Но вы же не в убыток себе работаете?
- Вы знаете, мы не миллионеры. Мы все в кредитах. Я, к примеру, в банке два года назад взял пять миллионов. Живу в съемной однокомнатной квартире с семьей сына. Мне уже 62 года.
Вот вы говорите, не в убыток… У нас ведь затраты колоссальные. После весны-осени баллоны и двигатели меняем. Полностью заказываем в Нижнем Новгороде. Чтобы все переобуть требуется 800 тысяч, плюс еще движок 200 тысяч рублей. Вот и подумайте сами. Плюс клепочная работа, сварочная работа, аренда гаража. Зимой мы постоянно на ремонте. Нюансов и затрат очень много, поверьте. Это же спецтехника и запчасти на нее очень дорогие. Нижний Новгород с каждым годом повышает цены на 30-50%. А нам деваться некуда.
- Что будете делать, если повторно начнут требовать снизить цену?
- Мы опять встанем.
Аида Иванова