Почему бюджетных денег на сельское хозяйство выделяется больше, а результатов нет?
Якутское отделение ЛДПР сравнило цены на сельхозпродукцию в Амурской области, в Забайкальском крае и Якутии. В этом году республика увеличила бюджетное финансирование на развитие отрасли — около 14 миллиардов, тогда как в Забайкальском крае — 507 миллионов, а в Амурской области — около 3 миллиардов. Бюджет Якутии превалирует в несколько раз, но как видно из таблицы идеологов партии, рыночные цены на местную продукцию у дальневосточников примерно одинаковые.
Мы обратились к кандидату экономических наук, депутату Верховного Совета ЯАССР 12 созыва, народному депутату 1 и 3 созывов Ил Тумэн Михаилу Санникову с просьбой объяснить эту ситуацию
«Почему дальневосточные регионы, о которых идет речь, по сравнению с Якутией имеют низкое бюджетное финансирование? Дополнительные ресурсы на развитие сельского хозяйства они получают активно участвуя в федеральных программах, - считает наш собеседник, - наша республика в этом плане не дорабатывает и использует основном бюджетные средства республики. Выделяемые бюджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмотно.
В течение нескольких десятилетий республика не может придумать ничего полезного, кроме субсидий на производство сельхозпродукций. Чтобы увеличить производство и заготовку сельхозпродукций, надо перейти от субсидий к заготовительным ценам по всем видам продукции. При этом заготовительная цена должна отталкиваться от себестоимости и субсидии должны выделяться только производителям для снижения затрат на электроэнергию, газ и ГСМ. Для этого госорганы республики должны вести регулярную работу с монополистами. Некоторые из них даже не подчиняются республике (например, Якутскэнерго).
С 1992 года упали показатели почти по всем видам сельского хозяйства - более чем на 50%. В данное время государственного регулирования практически нет. Например, в Советское время все экономические механизмы были прозрачные. Тогда каждый руководитель и непосредственный работник сельского хозяйства знал закупочные цены, расценки по заработной плате, сметы и тарифы по всем видам сельхоздеятельности. При этом в первую очередь в центре внимания был непосредственно сам сельхозтоваропроизводитель. Например, тракторист и шофер при хорошей работе получали 700-1000 рублей, тогда как директор совхоза с твердым окладом заработной платы - 550 рублей. Работники животноводства получали меньшую сумму по сравнению с другими, но конкретно знали, за какой обьем работы и сколько получат в месяц. Еще раз повторяю - тогда весь экономический механизм был прозрачен для всех.
Сейчас увлеченный субсидиями Минсельхоз республики работает как казино, а руководители сельхозкооперативов (производственные и заготовительные) превратились в помещиков, устанавливая заработную плату как заблагорассудится. Госорганы увлекаются агролизингом (приобретением скота без учета кормовой базы и трудовых ресурсов) и строительством современных коровников на несколько сотен голов.
Например, в селе Модут Намского улуса построили коровник и завезли австрийскую породу коров, но сегодня нет ни коровника, ни скота. В Мегино Кангаласском улусе в селе Чюйя таким же образом построили скотопомещение и завезли коров, но почему-то об успехах не рапортуют. В наслегах необходимо поддерживать частное подворье, помогая в строительстве современных хотонов с подсобными помещениями на 10-20 дойных коров с молодняком. Такое направление даст конкретный результат, поскольку сельское хозяйство держится только на личном подсобном хозяйстве. За последние годы республика не имеет программу развития сельского хозяйства, которое устраивало бы сельхозтовпропроизводителей. До тех пор, пока не будет одобренной самими наслегами и улусами программы, развития не будет. Нужно заинтересовать всех работающих в сельском хозяйстве установлением нормальных закупочных цен на сельское хозяйство с учетом себестоимости и создавая новые условия труда», - подытожил Михаил Санников.
ЛДПР считает, что тесное взаимодействие с федералами смогло бы уменьшить нагрузку на бюджет республики. Сейчас все зависит от того, насколько грамотно будут освоены выделенные из регионального бюджета 14 миллиарда рублей. Распределение субсидий и грантов, полноценное курирование действующих и начинающих сельхозпроизводителей, более открытая позиция со стороны республиканского Министерства сельского хозяйства, низкие тарифы для отрасли должны стать основой для укрепления позиций сельского хозяйства в регионе.
Пресс-служба ЛДПР