Шкура у дерева и коза на жерди. Древний ритуал в лесах Якутии
В лесах на Вилюйском тракте вновь обнаружили пугающие ритуальные знаки: на этот раз к стволу прибили шкуру коровы, а ранее там же находили подвешенных телят и коз. Некоторые жители связывают эти события с обрядом кэрэх-мас — древней практикой жертвоприношения, описанной ещё в наскальных рунах Алтая и Енисея. Разбираемся, что известно об этой традиции и почему она возвращается в наши дни.
Сегодня телеграм-канал мэрии Якутска сообщил об очередной пугающей находке в лесу на Вилюйском тракте: шкура небольшой коровы с черепом и копытами прибита к дереву, надета на жердь.
"Кто и зачем это делает? Это предупреждение, или угроза? Или, может быть, жертвоприношение? Так или иначе, это уже третий подобный случай в этом году в лесах на Вилюйском тракте недалеко от Якутска. Что скажут правоохранительные органы и специалисты по нетрадиционным культам?", — пишет @YakutskRF.
Ранее сообщалось о ритуальном дереве, на жерди которого от хвоста до головы был нанизан телёнок, а неподалёку — неизвестная птица. А в июне грибники на 27-м километре тракта обнаружили, что кто-то подвесил между деревьями козу.
Подписчики в соцсетях отмечают, что вокруг Якутска подобных "инсталляций" немало. Все это очень похоже на древний якутский обряд.

Ранее Sakhaday писал об обряде Кэрэх мас. По мнению ученого-шаманолога Анатолия Алексеева, это чисто якутское явление. В чем оно заключается? По его словам, выбирается большое лиственничное дерево возрастом 100–150 лет. Такое дерево может исцелять от недугов, но для этого нужно принести в жертву скот: мясом угощают всех родственников, кроме больного, а копыта и шкуру вывешивают на кэрэх-мас. Это значит, что шаман в нём заключил злой дух хвори. После этого дерево нельзя трогать — в противном случае болезнь может перескочить на человека.
Процитируем статью ученого Валерия Васильева о жертвоприношении Кэрэх. Он указывает, что истоки имеют связи с первобытными культами:
"Жертвоприношений кэрэх, истоки которых имеют глубочайшие связи с первобытными культами, в трансформированном виде встречающимися в ритуалах перехода в другой мир. Их разновидности ещё требуют специального изучения в рамках общей системы шаманизма. Поэтому намечаются ключевые моменты спорных тем, на которые учёные часто не обращают должного внимания.
Важность темы жертвы кэрэх в плане методологии касается общей картины представлений о системе шаманизма, в сущности, не уступающей мировым верованиям и не являющейся низшей («подвальной») верой народов Сибири. Предполагается глубоко синкретичный генезис жертвоприношений кэрэх, связанный с древним этногенезом саха.
Пройдя через культуры индоиранцев, саков и тюрков, кэрэх дожил до наших дней, доказав чрезвычайную живучесть мифов и архетипов, заложенных в фундаменте тенгрианства.
Северные материалы саха убедительно доказывают контаминацию северных и южных культов: кэрэх удивительно сочетается с культом умирающего и воскресающего зверя. Именно по северным сведениям мы можем утверждать, что кэрэх ставили не только духам абааһы, но и божествам айыы, которые обладали функцией творить, но иногда и карать за недостойное обращение к культу предков и небесных покровителей".
В свою очередь шаманолог Анатолий Алексеев в нашей статье предостерегал: "Трогать, лазить по таким деревьям, тем более срубать их, крайне опасно – можно лишиться рассудка или умереть. В наше время, конечно, такие обряды не проводят".
Как видим, ученый ошибся. Судя по всему, находятся те, кто верит в древние традиции. Почему же о "кэрэх мас" вспомнили? Считается, что старинные обряды и мистические ритуалы возрождаются в тяжёлые времена. Впрочем, скорее всего, о них и не забывали.
