Сколько реально зарабатывают водители пригородных и городских автобусов в Якутске?
В телеграм-каналах обсуждают, сколько же составляет реальная зарплата водителей автобусов. Ведь на своей пресс-конференции мэр Якутска Евгений Григорьев рассказал, что водители пригородных автобусов ЯПАК зарабатывают в среднем 100 тысяч рублей. А тем временем сами водители называют куда меньшие суммы 67 – 73 тысячи рублей. SakhaDay разбирался в ситуации.
Первый заместитель директора – главный инженер МУП «ЯПАК» Спартак Шульгин сообщил корреспонденту SakhaDay, что базовая зарплата водителя автобуса при 168 часах рабочего времени – это 21 рабочий день по 8 часов в день составляет сегодня 78,8 тыс руб «на руки».
– Средняя зарплата водителей автобусов за ноябрь 2023 года составила 109 тыс руб. Зарплата 100 тыс руб «на руки» формируется при средней выработке 190 часов в месяц, то есть с небольшой переработкой. В том числе за работу без кондуктора водителю идет доплата 30% от часовой тарифной ставки. Базовая зарплата водителя автобуса при 168 часах рабочего времени составляет сегодня 78,8 тыс руб «на руки», – рассказал Спартак Шульгин.
Необходимо отметить, что водители автобусов «ЯПАК» не занимаются ремонтом, мойкой или уборкой салонов автобусов. Для этого на предприятии есть отдельные работники.
Также всем водителям автобусов «ЯПАК» обеспечивается предусмотренный законодательством социальный пакет и некоторые виды дополнительных льгот и стимулирующих мер.
Заработок водителей по найму у ИП
Водитель Артур (прим.ред. имя изменено) одного из городских маршрутов, работающий на предпринимателя, рассказал, что зарабатывает за смену 5 тыс руб. Обычный рабочий день Артура начинается вот так: подъем в 5:30 часов и бегом на работу. Домой после заправки автобуса он приходит к 22:00. Итого водитель работает в день порядка 14 часов!
– Иногда можно попасть в резервный день, когда дежуришь на конечке на случай если какой-нибудь автобус сломается, тогда едешь на замену. Этот день не оплачивается.
Касса составляет примерно 12 тыс руб. Из них 7 тыс руб остается предпринимателю, с этой суммы он оплачивает гараж, ремонт, топливо. Водителю остаются минимум 5 тыс руб, он сам проводит мойку автобуса и чистку салона. Сейчас предприниматели стараются делать так, чтобы водитель зарабатывал не меньше 5 тыс руб. Например, если даже наличка получилась 3 тыс руб, то доплачивают еще 2 тыс руб.
При таких условиях предприниматель не может позволить себе оплачивать соцпакет водителю, так как сам еле тянет лямку, – рассказал Артур.
Артур рассказал, что ему не нравится, когда пассажиры возмущаются: «Почему предприниматели не могли накопить на лизинг?» Он рассказал, что у его предпринимателя до пандемии было накопление 1 млн рублей. А за время вспышки коронавируса, когда пассажиров было мало, предприниматели терпели большие убытки на топливе (освобождение от транспортного налога не сыграло роли). Итого после пандемии из накоплений остались только 200 тыс руб.
Фото водителя автобуса №25 Ирины Богдановой сделано автором для АиФ в 2020 году