×

В Якутии на фоне признания независимости ДНР и ЛНР заговорили о сложностях с реализацией проекта Ленского моста

12:44 - 22.2.2022
В Якутии на фоне признания независимости ДНР и ЛНР заговорили о сложностях с реализацией проекта Ленского моста

Президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР. На этом фоне якутяне предполагают, что федцентр не станет выделять средства на строительство моста через реку Лену, как это было в 2014 году. Эти прогнозы подтверждаются заявлениями российских властей о значительных затратах на восстановление инфраструктуры Донбасса.

Восстановление домов, подстанций, очистных сооружений, объектов социально-экономической инфраструктуры и дорог в ДНР и ЛНР будет стоить 1,5 триллиона рублей, заявил РИА Новости замглавы бюджетного комитета Совета Федерации Сергей Рябухин. «Ежегодно потребуется около полтриллиона рублей в течение трех лет», — сказал сенатор, добавив, что такие деньги у России есть. Он напомнил, что бюджет имеет «мощный запас устойчивости», а кроме того, «накоплен очень серьезный объем Фонда национального благосостояния».

По данным Минфина, на 1 февраля, в ФНБ находилось 13,6 триллиона рублей. Ликвидные средства фонда, размещенные на валютных счетах в ЦБ, составляли на начало месяца 112,7 млрд долларов или 8,8 трлн рублей, подсчитал Finanz.ru.

На прошлой неделе глава Якутии Айсен Николаев во время прямого эфира в Инстаграме заявил, что работы по строительству Ленского моста идут по графику.

«Единственный вопрос, который мы пока до конца не решили, это вопрос выделения средств из федерального бюджета по Ленскому мосту на этот год. Министерство транспорта республики ряд своих предложений в правительство РФ уже направило. Верим, что решение будет принято, тем более, что проект поддерживает президент страны», — сказал Николаев.

С учетом событий 21 февраля якутяне выражают скепсис по поводу дальнейшего развития проекта. Тем более президент страны несколько раз заявлял о том, что «стоимость моста очень большая».

Якутия была близка к тому, чтобы решить вопрос строительства моста через реку Лену девять лет назад. В 2013 году правительство РФ распорядилось о проведении конкурса на заключение концессионного соглашения. Минтранс включил проект автомоста через Лену в госпрограмму по развитию транспортной системы РФ на 2010-2020 годы.

В 2014 году Россия присоединила Крым, после чего строительство моста через реку Лену было отложено. «Подписание концессионного соглашения с победителем конкурса не состоялось в связи с ростом политических и экономических рисков, сложной ситуацией на финансовых рынках, в том числе рынках привлечения долгового капитала», — говорилось в сообщении Росавтодора в декабре 2014 года.

Через год, 30 января 2015 года, началось строительство моста через Керченский пролив. Единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству Крымского моста был назначен «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Стоимость проекта — 212,5 млрд рублей в ценах 2015 года.

Поддержка президента, о которой говорит Айсен Николаев, была получена в ноябре 2019 года. Глава Якутии тогда заявил, что Путин поручил кабмину внести предложения по реализации проекта. В феврале 2020 года республика, консорциум Ростеха и группа «ВИС» подписали концессионное соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Лену. Проект оценивается в 83,4 млрд рублей. В сентябре в правительстве республики была создана дирекция по строительству моста, работу которой курирует чиновник из Иркутской области Дмитрий Бердников, приглашенный в камбин в ноябре того же года.

За это время федцентр никак не обозначал позицию о поддержке проекта. Напротив в апреле 2021 года вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что правительство РФ поддерживает проект строительства Ленского моста при условии, если уровень федерального финансирования не будет превышать 50% от стоимости проекта. В это же время Ил Тумэн отдельным законом принял решение использовать средства Дорожного фонда республики для реализации проекта. По нему в 2021 году на проектирование, строительство и эклплуатацию автомобильного моста через Лену направили один млрд рублей. В этом году на эти цели планируется расходовать 1,5 млрд, в 2023 — 2 млрд рублей.

Даже если республиканские власти добьются поддержки проекта федцентром, события 21 февраля могут сказаться на сметную стоимость Ленского моста. В интервью нашему изданию финансист, бывший зампред правительства Эрнст Березкин, лоббировавший в Росавтодоре строительство моста одиннадцать лет назад, говорил, что подрядчики не уложатся в заявленные 83 млрд рублей.

«В 2010 году омский "Мостовик" предложил построить подвесной мост: два пилона по 350 метров, центральные пролеты, длиною в 1,4 км. При этом весь мир знает, что ванты для таких мостов варят только французские и японские сталевары. Тогда доллар стоил намного дешевле, да и геополитическая ситуация была лучше. Сегодня когда речь идет о вантовом мосте, не обойтись без импортной поставки. Удорожание будет однозначно», — объяснил Березкин.

Кроме того, он предположил, что мост останется незагруженным из-за нежелания водителей большегрузов проезжать лишние 70-80 км с железнодорожной станции в Нижнем Бестяхе до моста. В таком случае затраты концессионера будут компенсированы из бюджета, пояснил эксперт.

21 февраля президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании независимости ДНР и ЛНР. Пока президент выступал с обращением к нации, курс доллара к рублю превысил 80, а индекс Мосбиржи упал на 18%. В ответ на решение Путина по Донбассу Запад установит антироссийские санкции, пишут СМИ. По прогнозу программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева «Коммерсанту», ситуация неизбежно приведет к новым санкциям.

«Но многое зависит от военной составляющей,— уточняет он.— Если признание сопровождается военной операцией, существенно вырастает вероятность прохождения одного из законопроектов в Конгрессе США о жестких санкциях. Впрочем, исполнение закона остается на усмотрение президента США. Даже самый жесткий вариант он может использовать умеренно. И наоборот». Без военной операции, по мнению эксперта, речь пойдет о блокирующих санкциях в отношении должностных лиц.

После того, как в 2019 году глава Якутии Айсен Николаев сообщил об одобрении Путиным строительства Ленского моста, жители Якутска собрались в «Триумфе» и станцевали осуохай. Вопрос о судьбе моста через реку Лену можно задать сегодня, 22 февраля, главе республики. В 18:00 Айсен Николаев примет участие в прямом эфире передачи «Прямой разговор» ГТРК «Саха» на канале «Россия 24».

Саша Александрова, Sakhaday.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Лучший комментарий
Бестяхские бизнесмены
13:50 / 22.2.2022

Ура, моста не будет!

Комментарии
Горожанин
12:58 / 22.2.2022

В 2014 строительство моста сорвалось из-за присоединения Крыма. Бюджетные деньги направили на развитие нового субъекта страны и строительство моста через Керченский пролив. Теперь нужны деньги на содержание двух независимых республик. Про мост через Лену можно надолго забыть.

6
Бестяхские бизнесмены
13:50 / 22.2.2022

Ура, моста не будет!

7
А
15:25 / 22.2.2022

Мост вообще особого смысла не имеет. Только неудобства из за переправы. В качестве распила бюджета да. Мечтать конечно не вредно но стратегического смысла строить особо нет.

3
А вообще,
15:26 / 22.2.2022

почему конечную точку жд выбрали НБестях? Изначально, её нужно было планировать ниже НБ, инфраструктура виде коммерсов, сама бы туда подтянулась!!!

1
Конечно Донбас важнее, да и братские народы...
15:38 / 22.2.2022

что же касается Якутии, то они обойдутся без моста. Видимо деньги девать некуда якутянам.

2
А
15:55 / 22.2.2022

Кроме красочного макета никаких работ и не производилось. В 80е проект моста аям завернули из за сложности проводки на мерзлоте и двоиного русла . А сейчас нам скорее вешали лапшу понимая что никакого моста и не будет.

4
Гость
19:21 / 22.2.2022

Косой сглазил все что можно

5
1
19:54 / 22.2.2022

Один аямовец рассказывал мне, что проект невозможен из-за сыпучих песков. Осыпается все там.

2
Смысл
20:00 / 22.2.2022

Наличие этого моста целесообразно только в распутицу, пока нет зимней дороги через реку.

1
А
20:55 / 22.2.2022

Буровые работы проводились и под Павловском техтюре . Пришли к выводу о невозможности свайных работ. А у нынешних умников не хватило мозгов даже поднять те данные советских времён. Особо одаренные же хотели даже тоннель пробить. А сейчас сидит целая контора с бердниковым на нехилых ЗП. Абсолютно нихрена не делая. Контора рога и копыта.

4
Рассказываем
8:13 / 23.2.2022

ленского моста не будет.

4
Харыйа
12:41 / 23.2.2022

Интересно, а предварительные уже потраченные расходы на проектирование, на командировки, на зарплаты бердниковых и т.д. и т.п.во сколько потянет?

3
Ким
13:18 / 24.2.2022

Пока стратегический интерес не созрел у РФ.

1
Комментарии в Telegram