В Якутии супруги Худаевы до конца жизни ждали 4 сыновей, ушедших на Великую Отечественную войну
Великая Отечественная война легла тяжким бременем на судьбу каждой семьи. Более 170 матерей Якутии проводили на фронт трех и более сыновей, большинство которых не вернулись… Одними из таких безутешных супружеских пар были Акулина и Иннокентий Худаевы. Они вырастили четверых настоящих сынов Отечества, которые навсегда остались молодыми, передает SakhaDay.
Супруги Худаевы жили в маленьком участке Бэс Кюель Олекминского района, где проживали несколько семей. У Акулины Иннокентьевны и Иннокентия Ивановича родились 14 детей, но до взрослого возраста дожили только шестеро – 4 сыновей и 2 дочери. По мужской линии род продолжился только у сына Мирона.
Иннокентий Иванович был потомком известного силача Кудай бөҕө. Отец солдатов был опытным охотником и рыболовом. В тяжелые годы войны он кормил всю деревню, многие выжили благодаря ему. Летом на реке Токко ловил рыбу, зимой ходил на зайца.
Шли на войну по очереди
Когда началась война, сыновья Худаевых были мобилизированы в ряды Советской Армии по очереди. Их внучка – собеседница SakhaDay Леонарда Васильева считает, что число призывников из маленького села было нормировано, поэтому братья отправились на фронт порознь.
Первым в 1941 году на войну отправился второй сын Мирон. Он был рядовым 277-й стрелковой дивизии. Погиб 3 марта 1944 года под Витебском.
Затем в 1942 были призваны самый старший Еремей и младший Прокопий. 30-летний Еремей был рядовым 188-й стрелковой дивизии. В январе 1942 года под командованием генерала М. Н. Клещнева освобождал деревни Подборье, Талыгино, Иваньково, Краснова, Крюкова. Погиб в феврале 1942 года в боях под Ленинградом. Захоронен у деревни Подбогры Старо-Русского района Ленинградской области.
Самый младший сын Прокопий был призван в 18 лет. Вернулся из Мальты по состоянию здоровья. Но как активный комсомолец обратно попросился на фронт. Был бойцом 948-й стрелковой дивизии, воевал на Калининском фронте. Погиб в 1944 году в близ города Великие Луки.
Третий сын Дмитрий рвался на фронт еще в 1941 году, но его не брали. Несмотря на бронь будучи бригадиром колхоза «Красный Пахарь» отправился на фронт через год, написав повторное заявление. Перед мобилизацией обзавелся семьей, которая погибла в тылу… Служил в 15-й мотострелковой бригаде. Погиб под Сталинградом 3 августа 1943 года.
«Нес меня до самого берега»
По воспоминаниям их младшей сестры Елены Иннокентьевны Бочкаревой, самый старший Еремей работал в заготконторе. Она жила у него до мобилизации.
– Когда Еремея призвали на фронт, я побежала его провожать. Он меня поцеловал, и посадив к себе на плечи, так и нес меня до самого берега реки. Потом их посадили на баркас. Помню, мы долго стояли на берегу. Некоторые женщины, провожая, даже заходили в воду. Так и стояли по пояс в воде, рыдали, провожая своих любимых…
Брат Дмитрий был самым любимым сыном у родителей. Когда он родился, шла гражданская война. Командир отряда Красной Армии специально для новорожденного подарил отрез красной ткани. Дмитрий был спокойным, добрым, его все любили. Он работал бригадиром, умел настроить людей на плодотворный труд, – рассказала Елена Иннокентьевна.
По словам Леонарды Николаевны, ее дедушка Мирон был первым трактористом в селе. В 1941 году ему было всего 23 года. Он недавно женился на любимой Варваре, у них только родилась дочка – мама нашей собеседницы.
…Похоронки шли одна за другой, родители отказывались верить. Еще одной светлой надеждой родителей стало то, что Мирона объявили пропавшим без вести. В погребе родителей всегда было мясо, а чайник всегда стоял горячий, чтобы угостить сыновей-солдат…
– Тогда похоронки иногда приходили по ошибке. Оказывалось так, что солдаты были тяжело ранены, но после войны возвращались. Наша прабабушка Акулина ждала сыновей до конца своей жизни.
Только по прошествии более 30 лет в 1976 году стало известно, что дедушка Мирон погиб под Витебском. Моя мама Лариса Мироновна Худаева тоже очень искала своего отца.
В 2023 году двоюродный брат Владимир Бочкарев ездил искать захоронения. Оказалось, что павших солдатов несколько раз перезахороняли. Сейчас они лежат в братских могилах, – поделилась внучка Леонарда.
В будущем волонтеры должны восстановить имена и фамилии павших солдат.
Шуба для «нашей мамы»
В 1961 году Акулина Иннокентьевна переехала вместе с дочерью Еленой в Борогонцы. Все 400 ветеранов Усть-Алданского района очень уважали ее и называли «наша мама».
Со слов Леонарды, раньше чествовали только участников ВОВ. Только позднее начались почести для матерей, вдов ветеранов и детей войны. И вот 9 мая 1970 года в Борогонцах собрались ветераны, тогда их было много. Кто-то заметил, что рядом живет Акулина Иннокентьевна, потерявшая всех четверых мальчиков на войне. «Никто не чествует, не поздравляет!» – подумали они и решили скинуться, чтобы подарить ей меховое пальто. Так и поступили. Прабабушка так обрадовалась! «Как будто мои дети пришли и подарили шубу!» – восклицала Акулина Иннокентьевна в порыве счастья. Через 3 года она скончалась.
Напоследок отметим, что 2005 году школе села Бэс Кюель Олекминского района было присвоено имя братьев Худаевых. А в 2007 году когда праздновалось 100-летие школы была открыта мемориальная доска, посвященная матери героев Акулине Иннокентьевне Худаевой.