×

Во время репрессий пострадали почти все епископы Якутской епархии

13:27 - 6.2.2022
Во время репрессий пострадали почти все епископы Якутской епархии

В прошлом выпуске рубрики «История» мы рассказали о репрессиях научной интеллигенции Якутии в 1930-х годов. Но в те годы страдали не только ученые, но и священнослужители.

На этот раз расскажем о репрессиях служителей церкви в Якутии на основе следственных дел из архивов НКВД.

«Самые ранние дела относятся к 1921 году»

Каким репрессиям подвергались священнослужители при советской власти можно представить, если в 1930-е среди обывателей и даже в официальной печати была популярной фраза: «Почем опиум для народа?». Эту фразу приписывают Ленину, но на самом деле, впервые ее использовал Карл Маркс в одной из своих работ.

Можно предположить, что в первые советские годы в гонениях на церковь и попов особенно усердствовала пролетарская молодежь, «не помнящая родства», тогда как, взрослые и пожилые люди, помнящие недавнее прошлое, относились к религии более спокойнее.

А как обстояли дела в Якутии? Сколько священников было репрессировано: выслано, расстреляно, сгинуло в лагерях ГУЛАГа?

По прошествии лет, стараниями историков, архивистов, краеведов и энтузиастов, из небытия и забвения вернулись тысячи имен священнослужителей, не побоявшихся в те годы отречься от бога и церкви.

«К моменту публикации в 2005 году, нами было просмотрено и изучено 26 следственных дел в отношении 60 человек. Самые ранние дела относятся к 1921 году, самые поздние – к 1942», - отмечает в предисловии к своей статье Лидия Головкова, старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской православной церкви.

В 2005 году научные сотрудники Свято-Тихоновского гуманитарного университета подготовили обширный доклад о священнослужителях Якутской епархии РПЦ, пострадавших за свою веру в репрессиях 1920-1930 годов прошлого века.

Приведем подробнее эпизоды из следственных дел и протоколов допросов НКВД.

Вместо подписи – отпечаток пальца

…Накануне Благовещения в начале апреля середины 1920-х годов, трое сидят за самоваром в ожидании лошадей на станции Олекминская. Пьют чай, разговаривают. Все трое хорошо знакомы между собой.

В результате задушевного и, казалось бы, безобидного разговора, на следующий день в местном отделении ОГПУ появляется донос на 62-летнего псаломщика одной из местных церквей Петра Иванова.

«Говорил о скором конце советской власти», «оскорблял словами членов советского правительства», - приводятся слова, сказанные им в беседе со своими знакомыми.

Кто написал донос на бывшего псаломщика – неизвестно. Но точно известно, что донос написал грамотный человек. А в деле только указано имя, с чьих слов был написан донос. Неграмотная Павлина, от лица которой было написано сообщение, вместо подписи оставила отпечаток своего пальца. Через день псаломщик был арестован. Но месяц спустя псаломщик Петр Иванов был освобожден, а дело прекращено, несмотря на «поповско-буржуйское» происхождение и образование, духовная семинария.

Как отмечают научные сотрудники, готовившие доклад о репрессиях церкви в Якутии, «формулировки обвинений в якутских следственных делах, слово в слово повторяют обвинения, предъявляемые в Москве или в Ленинграде, как будто всё делалось под копирку, включая разные нелепости малограмотных следователей. То же относится и к клеветническим признаниям свидетелей и доносам осведомителей».

Священник - однофамилец Героя Советского Союза Лонгинова

Из дел начала 1920-х годов интересно следственное дело на бывшего священника Амгинской церкви Стефана Лонгинова. Кстати, он однофамилец якутянина, Героя Советского Союза Владимира Лонгинова, родом из Усть-Алданского района. Он родился в семье священника, но его отца звали Дионисий. У Владимира Лонгинова отчество Денисович или Дионисьевич.

Если внимательно прочитать биографию Лонгинова, то можно обратить внимание, что Владимир пошел в школу в Бярийе Усть-Алданского района, затем семья переезжает дальше в Верхневилюйский район, где будущий Герой Советского Союза и окончил школу-семилетку. Один якутских историков предположил, что частые переезды семьи Лонгиновых с места на место, были скорее всего связаны с церковной деятельностью отца Владимира. Кто знает, может Стефан Лонгинов из Амгинского района приходился родственником Лонгиновых, семьи будущего Героя Советского Союза?

К моменту ареста бывший священник Лонгинов из Амги имел собственное хозяйство, работал в нем, чем и кормил свою семью. Но арестовали его все же как бывшего священника.

Стефан Лонгинов был убит, якобы при попытке к бегству во время конвоирования в ГубЧК.

Следователей больше интересовало имущество

Исследователи, знакомившиеся со следственными делами в архивах УФСБ, отмечают, что они обрывочны, часто не имеют ни ордеров на арест, ни анкетных данных, ни постановлений о лишении свободы или освобождении из-под стражи.

Еще одна деталь из уголовных дел на священников Якутии: следователей больше интересует имущество местных священников до революции. А ведь многие из них на то время обладали коровами, лошадьми, счет шел до сотни голов домашнего скота на каждого священника. Конечно, они были поголовно все раскулачены. Но даже на момент ареста в 1930-х многие из арестованных служителей церкви в Якутии все еще имели по 5-7 коров, по 2-3 лошади.

Во времена репрессий конца 1920-х – середины и конца 1930-х годов пострадали все правящие епископы Якутской епархии. Среди них епископ Якутский и Вилюйский Иннокентий (в миру Пустынский). Его арестовали в 1933 г, сослали в Казахстан, где был расстрелян в 1937-м.
С 1915 по 1920 год в церковью в Якутии руководил епископ Евфимий (Лапин). Он был репрессирован в 1924 году и выслан в Томск. Последние сведения о нем – сообщение о новом аресте в 1929 году.

В следующей исторической рубрике – в чем обвиняли священников Якутии – от выпускников духовной академии до простых соборных ключарей; кто из священников был завербован ОГПУ и другие подробности из следственных дел.

Подготовил Аркадий Лебедев

Фото retrophotos.ru

Sakhaday.ru