×

«Все бизнес-сообщества находятся в разных углах и борются за свой кусок пирога», - эксперт о бизнесе в Якутии

11:05 - 25.6.2019
«Все бизнес-сообщества находятся в разных углах и борются за свой кусок пирога», - эксперт о бизнесе в Якутии

В Якутии в этом году провалилась четвертая попытка выбрать бизнес-омбудсмена, и возможность избрать защитника прав предпринимателей тает на глазах. Эта ситуация свидетельствует о том, что единства у бизнеса в республике нет,  считает эксперт Sakhaday Сергей Витте.

Все дело в том, что каждое из бизнес-сообществ предназначено не для широкого круга лиц, а для  решения вопросов и проблем узкого круга бизнесменов, которые находятся у руля, уверен он.

«Предпринимательское сообщество Якутии разделено на конкурирующие кучки, которые не видят друг друга в упор. Ни у кого нет широкого охвата и массовости. Это касается сообществ типа «Деловой России», «Опоры», Союза товаропроизводителей и предпринимателей торговли, микроолигархов из финансово-промышленной группы, кружка так называемых хаббардистов, которые практически все стали банкротами. Все они представляют интересы от силы 50-100 человек.

За исполняющей обязанности омбудсмена Айталиной Соколовой также стоит совсем небольшая кучка предпринимателей. С остальными она не нашла общий язык и дистанционировалась. В отличии от нее, Ирина Котенко активно работает с большим кругом людей, и находит общий язык, но у нее тоже мало сторонников.

И это только видимая часть айсберга, нижняя часть которого, наверное, выглядит неприглядно и похожа на мафию. И, к сожалению, журналисты, поддерживающие ту или иную группу, являются лишь инструментом воздействия в конкурентной борьбе на рынке между бизнес-кланами. Они могут обеспечивать методы борьбы предпринимателей с конкурентами - это резонанс и давление якобы от имени общественности, обращения в контролирующие органы, проверки, лоббирование», - считает эксперт.

«Этим и объясняется война за пост, дающий право оказывать давление на прокуратуру и силовые структуры, возможность поднимать шум и привлекать внимание на федеральном уровне, а по сути своей напоминающий узаконенное крышевание бизнеса, - заявляет наш собеседник. -

Хотя по своей логике институт уполномоченных бизнес-омбудсменов - это механизм защиты бизнеса, причем нормативно прописанный. Но он почему-то распространяется только на узкий круг. Авторитетов, как личностей и организаций, нет. Все находятся по разным углам и борются за свой кусок пирога. По сути мы видим игры в политику, а не решение проблем всей сферы предпринимательства".

Сергей Витте обращает внимание, что у претендентов на пост омбусдмена нет бизнеса, как такового:

 «Так получилось, что в Якутске нишу общественности заполнили псевдо-предприниматели. Именно это, думаю, и имел в виду глава Якутии, говоря, что у лидеров предпринимательских сообществ по сути нету реального бэкграунда. Но они каким-то образом пролезают во всякие общественные советы, налаживают связи и даже проходят на высокие госсдолжности.  Это новые способы нерыночной или неконкурентной борьбы в бизнесе. Ни для кого не секрет, что защита бизнесменов - это уже фактически сам по себе бизнес, где есть посредники, решалы и прочее.

Работая только в Якутске и то только с теми, кто им симпатичен, и с кем есть совместные интересы и проекты,  такие лидеры бизнес-организаций никогда не добьются авторитета и не принесут пользы».

Еще один пример разногласий – ситуация с заммэра Якутска:

«Приведу в пример ситуацию с Георгием Карамзиным, недавно задержанным за взятку. За него заступилась только «Опора России». Также свое слово сказала бизнес-омбудсмен Айталина Соколова и предприниматели Афанасий Алексеев и Егор Макаров. Отметим, что Карамзин, Алексеев, Макаров, как и нынешний замдиректора «Утум+» Трофим Иванов – опоровцы. Иванов вообще был сопредседателем. При этом Ирина Котенко воздержалась от публичного заступничества. То есть заступаются только за своих. Это тоже говорит об отсутствии единства».

Предпринимательские сообщества не имеют права представлять весь бизнес, считает наш эксперт:

«Обратите внимание, что в предпринимательских сообществах реально состоит меньше 5% предпринимателей. А они говорят за всех и от имени всех. При этом Якутия является лидером по числу ИП, не считая ООО. Это тысячи людей. Но у предпринимательских сообществ, если исключить "мертвые души" тех членов, кто приходил случайно или разочаровался и больше не ходит на их мероприятия, от силы 20-50 членов. Поэтому они не в состоянии формировать бизнес-среду и представлять весь бизнес.

Между тем, столичная бизнес-тусовка - это еще не все бизнесмены. Самые предприимчивые люди, многие из которых выполняют и социальную миссию, работают в районах. При этом у многих якобы крупных типа «Деловой России» и «Опоры» нет представительств в районах. От силы есть ячейки в 3-5 улусах и все.

Получается, бизнес в районах, особенно сельскохозяйственных и северных, вообще не защищен. Эти организации с ними не работают».

Несомненно, именно бизнес влияет на уровень коррупции:

«Если бизнес неответственный и несознательный, заботится только о своем кармане, то именно в таких регионах и увеличивается коррупция. Ведь кто стоит за этими коррупционерам-чиновниками, кто их продвигает и финансирует? Те же бизнесмены, когда не могут бороться в бизнесе рыночными конкурентными методами, начинают применять нерыночные методы, подкупают чиновников.

Коррупция у нас - одна из форм борьбы за долю рынка и получение преференций и преимуществ за счет государства в борьбе с другими предпринимателями.  Кто заказывает и сливает? В чьих интересах работают чиновники, проводят торги? Кто натравливает проверки? Инициаторами сейчас активно выступают сами бизнес-сообщества. То есть на виду благородные лоси, а за углом волчары почище рейдеров.

Определенно, бизнесу надо сначала на себя посмотреть, какое у него лицо. Когда перестанут давать взятки чиновникам, проталкивать своих на нужные посты, а бороться честно рыночными методами, тогда будет развитие.

Начинающие предприниматели говорят о том, что им не дают войти на рынок. Несколько лет назад молодые ребята  вели переговоры по франшизе, и решили открыть заведение популярного фаст-фуда. Проработали идею и решили снять помещение в ТЦ. Потом к ним позвонили серьезные люди из одной предпринимательской организации и настоятельно советовали не заниматься этим, так как идея понравилось кое-кому и это будет его/ее тема. Это был лидер одного из бизнес-сообществ, поэтому ребята передумали».

Может, стоит собраться всем предпринимателям, чтобы выбрать своего уполномоченного, предлагает эксперт:

«Сейчас идет грызня бизнес-групп, кланов, мафий. Ситуацию с бизнесом в Якутии можно сравнить с дикой степью, где носятся на своих скакунах отчаянные ватаги, сбившиеся по каким-то им понятным идеям, налетают друг на друга, сшибаются и расходятся. Если находят одиночек и маленькие группы, то конечно давят их, но выступить единым фронтом не в состоянии.

Видимо назрела необходимость провести конгресс, съезд всех предпринимателей со всех уголков республики, по примеру того же «Сахаконгресса», чтоб услышать мнение и чаяния всех предпринимателей и всего сообщества, а не мелких групп по интересам и крупного бизнеса

А то эта позорящая республику свара и склоки предпринимательских организаций портят имидж республики и подрывают веру рядовых граждан и предпринимателей. Пора услышать всех и все мнения, получить одобрение реального большинства, а не узкого круга лиц, узурпировавших существующие площадки формирования общественного мнения».

Sakhaday.ru Источник изображения