Здесь вам не Москва: губернаторы дальневосточных субъектов доложили Владимиру Путину о своих главных проблемах
Владимир Путин в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке провел заседание президиума Госсовета по развитию федерального округа. Губернаторы рассказали президенту о своих главных проблемах и напомнили, что здесь совсем не Москва.
В начале заседания Путин отметил, что регион начал развиваться. Вернее, «наметились некоторые позитивные тенденции» – предприятия строят, рабочие места дают, инновации внедряют. Но вот в социальной сфере лучше как-то не становится.
«Результатов, которые должны почувствовать люди, пока маловато. Демографическая ситуация все еще очень плоха – люди уезжают с Дальнего Востока, причем гораздо большим числом, чем приезжают. Индикатор находится в "красной зоне". Приток, конечно, тоже есть, но не покрывает оттока», – сказал президент России Владимир Путин.
Фокус внимания чиновникам нужно перенести на проблемы здравоохранения, жилья, образования. Дальний Восток должен быть привлекательным для молодежи, для людей с компетенциями. Привлекать их надо зарплатами и уровнем жизни, чем регион похвастаться не может.
«Год назад мы договорились, что будет подготовлен проект национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года с перспективой до 2035 года. В целом проект есть, причем отмечу, что работа шла с земли, в открытом обсуждении. 230 000 граждан приняли участие в дискуссии», – сказал президент.
Сейчас в проекте программы отражены цели и мероприятия для каждого из 11 субъектов ДФО. Окончательная редакция потребует тщательной шлифовки, особенно в части управленческих решений и поиска источников финансирования. При этом все планы должны быть реалистичными, выполнимыми, а значит, подкреплены реальными ресурсами.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев напомнил, что даже сами дальневосточники четверть века назад говорили, что Дальний Восток – это балласт. «Не знаю, какие придурки так говорили», – возразил Путин.
Но факт есть факт – с 1991 года население стремительно убывало, предприятия разваливались, жизни здесь не было. Несколько лет назад появился вектор развития региона, всевозможные преференции и поблажки. Жить стало лучше, но все еще недостаточно. У нас, например, на 20% выше среднероссийского показателя смертность трудоспособного населения, а продолжительность жизни меньше на три года.
Надо поднимать образование – кадров нет. Надо строить льготное жилье для работников предприятий. Надо развивать мобильность молодежи – предоставить ей возможность путешествовать и учиться в странах АТР. Надо расширить возрастной ценз субсидирования магистральных перелетов до 30 лет. Цифровизация должна компенсировать отдаленность регионов, это важно молодежи. На все нужны деньги.
«Мы предлагаем рассмотреть в качестве одного из источников финансирования дальневосточной национальной программы часть нефтегазовых доходов, формируемых на территории Дальнего Востока, направляемых по бюджетному правилу в Фонд национального благосостояния», – сказал Айсен Николаев.
Его доклад поддержал министр развития Дальнего Востока Александр Козлов. Он заметил, что чем больше реализуется в городах больших проектов, тем яснее становится, что сами города к этому не готовы. Нет дорог, нет больниц, школ, садиков, спортивных площадок, доступного жилья. Города начали развивать в прошлом году. И до 2021 года они получат 95 млрд рублей, на которые построят, отремонтируют и модернизируют более 700 социальных объектов.
Проект программы развития региона в целом готов. Сейчас она состоит из мероприятий, реализация которых позволит обеспечить рост экономики и повысить качество жизни. А это в свою очередь увеличит налоговую базу. При этом Дальний Восток должен стать локомотивом и по экологическим нормам. То есть к строящимся предприятиям нужно применять новые стандарты, которые должны сохранять уникальную природу региона.
«Магистральную инфраструктуру еще надо обсуждать, но в целом программа, в отличие от типовых, учитывает специфику региона. Населения мало, плотность его маленькая, всего 126 000 км дорог, все рушится и падает. Надо строить не только новое, но и приводить в порядок старое – оно же есть», – сказал Александр Козлов.
Основные направления программы развития в целом стандартные: здравоохранение, образование, культура, спорт. Только применять надо не общие коэффициенты, а учитывать индекс региона.
«Земские подъемные одинаковы для всей страны. Что в Магадане миллион рублей, если там жилье дорогое и вещи на поезде не перевезешь? 125 000 человек на Дальнем Востоке живут в непригодном жилищном фонде. Это 2 млн квадратных метров аварийного жилья. По нацпроекту расселим 1,5 млн квадратов, но полмиллиона все равно останется – и это будет выше среднероссийского уровня. Минстрой говорит, что надо искать финансирование, чтобы снизить с 6 до 1%, как в других регионах», – зачитывал Козлов неутешительные цифры.
Половина муниципальных дорог – грунтовые, а где-то их вообще нет. 1265 населенных пунктов не связаны с региональными дорогами. По нацпроекту надо снизить смертность в ДТП в четыре раза, в связи с чем Александр Козлов обратился к Владимиру Путину с просьбой – доведение до 100% отчислений от акцизов в дорожные фонды на Дальнем Востоке начать не с 2024 года, как во всех регионах, а с 2020 года. Это позволит отремонтировать 10 000 км муниципальных дорог. Путин согласился подумать.
Авиацию тоже надо сохранять, поскольку для многих дальневосточников это вообще единственный способ добраться в центр страны. «И разговоры о нецелесообразности "плоских" тарифов не вписываются в посыл, данный вами пять лет назад», – намекнул Козлов на недавние откровения главы «Аэрофлота» Виталия Савельева.
Медицине Козлов предложил поменять принцип финансирования – сметное, а не тарифное, как сейчас, когда учреждения здравоохранения получают деньги за пришедших к ним пациентов.
«Это специфический регион, труднодоступный и со сложным климатом. Но при распределении федеральных субсидий применяется ко всем регионам единый общий подход. Например, норматив оснащения стоимости одного учебного места составляет 178 000 рублей. То же с нормативами по строительству. Все рассчитывается по Московской области. Предлагаю внести изменения и установить требования применять индекс бюджетных расходов по регионам, чтобы нам не приходилось каждый раз напоминать, что Дальний Восток – это не Москва», – закончил свой доклад Александр Козлов.
Приморский губернатор Олег Кожемяко тоже отчитался об успехах – дополнительном финансировании медицинских специалистов, например. Так, к «земскому» миллиону Приморье доплачивает от 200 000 до 700 000 рублей, компенсирует аренду жилья до 20 000 рублей, дает льготы на ЖКХ и так далее. В результате уже за полгода наметились позитивные тенденции.
Также Олег Кожемяко, отметив безалаберное отношение граждан к собственному здоровью, предложил ужесточить ответственность за непрохождение диспансеризации и профосмотров. Исключение оставить для тяжелобольных, инвалидов и других социально уязвимых категорий.
Нужно включить в программу обеспечение лекарственными средствами больных сердечно-сосудистыми заболеваниями на период не менее одного года. Надо строить свой диагностический центр, чтобы люди не выезжали за диагнозом за рубеж. Кстати, японцы уже готовы в этом помочь – нужно только одобрение президента, и работа по соглашению будет продолжена.
Олег Кожемяко предложил вернуть для студентов-бюджетников систему распределения, но так, чтобы предприятия, берущие молодых специалистов, гарантировали им жилье и зарплату. А параллельно нужно строить региональное арендное жилье, где ставка аренды в два раза ниже рыночной и есть возможность выкупить квартиру по льготной ипотеке. На Сахалине такой проект с 2015 года работает, стоит распространить его на весь Дальний Восток, хотя бы пока в формате двухлетнего эксперимента с привлечением федеральных ресурсов.
Врио губернатора Сахалина Валерий Лимаренко со всем вышесказанным согласился. Тоже намекнул, что без авиасообщения сахалинцам вообще никуда не добраться. А также что транспорт и жилье – основные беды островной территории. Например, после разрушительного землетрясения в Нефтегорске в 1995 году осталось 180 000 квадратных метров аварийного жилья. Документы, подтверждающие это, есть, а в программу расселения дома почему-то не включают. А в них уже выросло новое поколение.
«Из московского кабинета эту проблему не решить, чиновникам надо приехать, – сказал Лимаренко. – Дорог у нас вообще нет, поэтому надо поставить задачу не приводить к нормативам, а построить новые. Нам нужно построить около 1000 км дорог до среднего российского показателя. Мы уже увеличили дорожный фонд на 60%, но этого мало. Люди возмущаются, что наши острова поставляют стране нефть, газ, уголь, но сами они в должной мере этими благами не пользуются. В нефтедобывающем регионе у нас рекордные цены на бензин. Наверное, нужно предусмотреть в нашей национальной программе меры для дальневосточников по приобретению топлива по нормальным ценам».
Владимир Путин, пока главы регионов докладывали, делал пометки, но поручений давал мало. Озвученные предложения решено было запротоколировать и использовать в дальнейшем для работы над национальной программой по развитию Дальнего Востока.